Автомобиль не роскошь, роскошь - стоянка

Платные парковки в столице стали камнем преткновения между властями и автолюбителями. Эвакуаторы нередко нарушают права автовладельцев. Огромные цены на парковочные места и другие проблемы возмущают автомобилистов. Часты случаи прямого нарушения законодательства и прав граждан. Можно ли найти компромисс между властью и людьми в этих вопросах? Станет ли Москва благоприятна для владельцев автотранспорта? Какие меры будут предприняты для этого в ближайшее время? Об этом и многом другом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал член Общественного совета ГУВД Москвы, член Общественной палаты России, председатель президиума общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков.

— В ГУВД столицы недавно обсуждали проблему парковок. Были ли выработаны какие-то обнадеживающие решения?

— Да, этот вопрос обсуждался на заседании Общественного совета главного управления МВД России по городу Москве. Мы услышали четкую, правильную и принципиальную позицию начальника ГУВД Москвы. Но, к сожалению, то, что видим на улицах Москвы, больше напоминает безобразие, чем реальное наведение порядка на улицах города. Причиной обсуждения стал инцидент. Я вообще стараюсь обращать внимание на жизнедеятельность города, на те проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Поступает большое количество обращений, но когда видишь своими глазами — это совершенно другое.

Читайте также: ОСАГО - ситуация под контролем

И я увидел уникальную картину: на Садовом кольце, на отрезке перед поворотом на Цветной бульвар, находились шесть (!) эвакуаторов, припаркованных на полосе, где стоянка, остановка запрещена. Стояли они под эгидой полицейского автомобиля. Я подошел к полицейскому и задал вопрос: "Товарищ капитан, поясните, эти эвакуаторы находятся на данной полосе, здесь остановка и парковка разрешена или запрещена?" Он говорит: "Запрещена". Я говорю: "Следующий вопрос. Они являются каким-то спецтранспортом, спецсредством, которому разрешено останавливаться и стоять в тех местах, где другим транспортным средствам запрещена остановка, стоянка?" Он отвечает: "Нет, не являются". Я говорю: "Тогда будьте добры, пожалуйста, выполните свои прямые служебные обязанности и составьте протоколы на данные 6 эвакуаторов". Он говорит: "А зачем это?". Поясняю: "Как это зачем? Они стоят в неположенном месте, вы — сотрудник полиции. И никто у нас ответственность за бездействие сотрудника полиции не отменял. Вы видите правонарушение, более того я, как заместитель председателя Общественного совета ГУВД, как член Общественной палаты, обращаю ваше внимание, то есть вы не можете уже этого не видеть. Соответственно, я говорю, выполните обязательства, которые вы должны выполнить".

Была уникальная реакция. Он грозно посмотрел на меня, потом сказал водителям эвакуаторов: "А ну-ка, перепишите у него документы и доложите своему руководству". Какое-то глупое распоряжение, но эта глупость показывает существование связки сотрудника полиции и эвакуаторщиков. Он отказался составлять протоколы, более того, сбежал от меня в автомобиль и минут 20 там с кем-то разговаривал. Рядом с ним был еще очень интересный сотрудник ГИБДД, который странным образом комментировал сложившуюся ситуацию, а потом вовсе исчез. Эвакуаторы даже не уехали. В итоге капитан мне сказал, что связался с командиром батальона, который сказал: "Не обращай внимания и продолжай заниматься своей работой".

Более того, достаточно долго мне пришлось убеждать капитана, чтобы он представился и назвал все-таки фамилию своего руководителя. Когда он разговаривал с дежурной частью, я попросил дать мне трубку, он не дал. Весьма странная история закончилась вообще уникальной фразой капитана: "А вы что, не знаете, что у эвакуаторов есть своя инструкция, они действуют все в соответствии с инструкцией, поэтому они на это имеют право". На что я сказал ему: "Товарищ капитан, вы же не прапорщик, вы — капитан, офицер полиции, и вы должны знать действующее законодательство. Никакая инструкция не может противоречить Федеральном закону. А вы должны выполнять свои служебные обязанности". Видя, что капитан не собирается выполнять свои служебные обязанности, я поручил своему помощнику осуществить фотодокументирование событий, сфотографировать номера транспортных средств, записать данные капитана.

Читайте также: Новые водительские права: что меняется?

Я обратился в ГУВД Москвы с просьбой организовать встречу с руководством ГИБДД, чтобы обсудить этот вопрос. На следующий день на этой встрече, кроме меня, присутствовал лидер "Синих ведерок" Петр Шкуматов и другой член Общественного совета Вадим Горшенин. Мы обсуждали вопрос с руководством ГИБДД. Они согласились с нашим мнением, подтвердили, что водители эвакуаторов не имеют права припарковывать автомобили или останавливаться непосредственно в тех местах, где парковка или остановка запрещена, за исключением случаев непосредственной погрузки-разгрузки.

Мы договорились с руководством ГИБДД, что в ближайшее время вместе наведем порядок в этом вопросе. Если ситуация не исправится, то с 19 числа будем осуществлять совместные рейды, в рамках которых будем выявлять именно эвакуаторы, стоящие в неположенных местах. Но огромное количество обращений граждан приходят ко мне сейчас. Например, остановилась девушка на автомобиле класса-"мини", сзади нее кто-то остановился на автомобиле Ford Focus. Подъезжают огромные грузовики, вывозят их и встают на их места. А в чем смысл тогда? В чем смысл вывозить эти небольшие автомобили, чтоб поставить на их место грузовики? Соответственно, полоса движения не освобождается.

Рейды, конечно, прекрасно. Но это малая часть проблемы. Очень быстрое внедрение паркоматов, платных парковочных пространств произошло. С ГИБДД все это не понятно, как разграничено. По-моему, Москва вообще не готова к таким мерам по эвакуации и организации парковок. Я сам живу и работаю в центре, поэтому эти вопросы не могут меня не касаться. Я понимаю, что дорожная обстановка города достаточно сложная. Я спокойно воспринял то, что теперь постоянно, когда перемещаюсь по центру, должен платить за стоянку.

Я нормально воспринимаю установленные знаки. Тоже во многом согласен, хотя некоторые знаки — глупые просто. Они стоят в тех местах, где в них нет смысла. Там, где нет объективно необходимости ставить знак, его ставят.

Офицеры полиции не имеют права не видеть, что эвакуаторы стоят в неположенных местах, и должны нещадно их штрафовать. А если полиция не сможет выполнить задачу, которая ей поручена законом, то уже общественные патрули будут выявлять эти нарушения. Мы непосредственно будем взаимодействовать и с различными общественными организациями, в том числе с "Синими ведерками", "Стоп хамом" и другими организациями.

Также нами было принято еще несколько решений. Сейчас около 50 сотрудников ГИБДД в сутки заняты работой по оформлению эвакуации. Только они в настоящий момент и еще специальные инспекции МАДИ имеют право оформлять документы, после чего уже автотранспортное средство эвакуируется. Мы рекомендуем в ближайшее время переложить оформление документов полностью на эту организацию. Сотрудники Госавтоинспекции пусть лучше быстрее выезжают на автомобильные аварии. Сейчас же люди по часу, по два, три их ждут.

Читайте также: Ремонт автомобиля по цене космического корабля

И еще проблема — странная ситуация с так называемыми отстойниками, куда эвакуаторы свозят автомобили. Они находятся за пределами города, в разных местах, в неких промзонах. Более того, там нельзя получить автомобиль, пока страховку не найдешь свою. А она у некоторых людей в автомобиле находится. Очень много людей там крутятся вокруг, за деньги предлагают все сделать без очереди и проблем. Судя по всему, всяческие бюрократические проволочки специально создаются, чтобы эти жучки делали бизнес. Мы взяли эту ситуацию на общественный контроль, формируем специальные мобильные группы, которые будут непосредственно контролировать.

Также мы будем специально отправлять туда своих людей, чтобы они под видом потерпевших, у которых эвакуировали автомобили, на месте могли узнать, что там за сеть работает, выявлять этих жучков и клопов, которые пользуются проблемами и несчастьем граждан. Если будет выявлен состав преступления, будем работать вместе с органами внутренних дел.

И эвакуация больше 5 тысяч рублей обходится человеку. Хотя заказать коммерческий эвакуатор стоит 2-3 тысячи рублей. Что за ситуация? Нам уже сообщили, что есть случаи, когда, например, из Зеленограда в Печатники вывозят машины. Петр Шкуматов рассказал, что департамент транспорта планирует, чуть ли не на границы новой Москвы, ближе к Калуге хотят сделать штрафстоянки. Что за издевательство над людьми? Этими действиями организаторы работы эвакуаторщиков дискредитируют мэра нашего города. Он четко поставил задачу, не создать проблемы москвичам и гостям столицы, а решить транспортную проблему.

— Нередки случаи, когда эвакуируются автомобили с детьми…

— Не имеют права эвакуировать с людьми.

— Как вообще регулируется их деятельность?

— В ближайшее время, по линии Общественной палаты, потому что это не только московская проблема, мы поговорим с разными общественными организациями, проведем круглый стол или общественные слушания. Мы обсудим логичность установки в тех или иных местах знаков "Остановка, парковка запрещена", выясним, в каких местах они реально решают дорожные проблемы, а в каких просто создают проблемы горожанам.

Читайте также: Резиновые ПДД, или Кто платит за аварии?

Мы проведем тщательный анализ всех причин эвакуации. И вообще проанализируем, когда она производится законно, когда незаконно, и необходимо ли здесь что-то изменить. И обязательно, в том числе через ваше средства массовой информации доведем информацию до граждан. Они должны не создавать проблемы для дорожного движения, а решать их. Приехали, если это необходимо, зачистили, уехали. Нечего там стоять. А то сидят, спят, положат подушку на руль и спят или же в карты играют.

А в некоторых неположенных местах машины спокойно стоят, и никто их не трогает. Зато очень активно эвакуаторы работают, например, напротив ресторанов, магазинов. Я не исключаю здесь тоже, элементы вымогательства. То есть создают проблемы ресторанам. Установили знак, начали эвакуировать машины. Естественно, владелец обанкротится просто. Поэтому надо очень внимательно изучать все эти моменты. И я считаю, что здесь мы повзаимодействуем с "Деловой Россией", "Опорой России", с Торгово-Промышленной палатой, потому что интересы бизнеса тоже должны быть защищены. И там же люди работают, им зарплату платить надо. Нужны грамотные, очень четкие, взвешенные меры для решения действительных проблем на благо людей. А не такие, как сейчас практически рейдерские эвакуации. Это очень серьезный момент.

— Цены за парковку достаточно приличные, в год больше 100 тысяч рублей у многих набирается. Стоимость парковки обоснована или ее нужно снижать?

— Думаю, что в рамках общественных слушаний мы проработаем этот вопрос и спросим мнение населения. Надо сделать так, чтобы цена была взвешенной. Нужно также выяснить, а куда идут эти деньги? Если снижать стоимость парковочных мест, то за счет кого? За счет бюджета города или прибыли тех людей, которые организовывают этот процесс? Вообще очень странно организован этот процесс. При мне товарищ оплачивал по СМС, ему приходит из МТС, что вы отправили СМС на некое ООО, нажмите единичку для подтверждения. Он отправляет. Потом ему вместо подтверждения платежа какой-то анекдот приходит. Он не понимает, за парковку или анекдот этот заплатил? Пока мы с ним находились в кафе, ему пришел счет на 135 рублей. И непонятно, что теперь 135 рублей в час стало, или как? Ведь раньше было дешевле. Безусловно, это проблема, которую нужно решать. Это должно не протестами делаться, а в виде диалога с властями. Нужно довести аргументированную информацию до властей города.

Читайте по теме:

Москвичи узнают решение по зоне платной парковки внутри ТТК до конца лета

В Москве начнут штрафовать эвакуаторы за неправильную парковку

Члены ОС при ГУ МВД России по Москве призвали разобраться с эвакуацией машин

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить