Останутся ли Pussy Riot в центре внимания после своего освобождения

Квир и клир: закат Pussy Riot

Слушать песни Pussy Riot решительно невозможно — исступленный визг, срывающийся на фальцет. Бабий бунт, бессмысленный и бесполезный… Однако рядом с ними готовы выступить Мадонна и Элтон Джон, им обещают баснословные гонорары. С точки зрения нормальной логики трудно понять, почему феминистки, ЛГБТ и разные фрики столь популярны на Западе.

5 февраля в Нью-Йорке должен состояться музыкальный концерт Amnesty International, посвященный правам человека. Он примечателен тем, что в качестве хедлайнеров данного мероприятия заявлены девушки из Pussy Riot — Мария Алехина и Надежда Толоконникова, недавно освободившиеся из мест лишения свободы по амнистии.

Надо сказать, что российские квир-панкетки получили во время своей "отсидки" популярность — американская продюсерская компания сделала тогда беспрецедентное предложение организовать для них мировое турне стоимостью в 600 миллионов долларов. С ними согласились спеть такие звезды, как Элтон Джон, Стинг, Леди Гага и Мадонна.

Читайте также: Pussy Riot в стеклянной клетке

Учитывая, что девушки за все время своей "карьеры" написали всего четыре песни, говорить о профессиональной музыкальной деятельности не приходится. Кроме того, будем честны: прослушивание песен Pussy Riot причиняет настоящую муку. Просто в силу того, что девушки абсолютно, нарочито не умеют петь, а слушать пронзительный, немузыкальный визг — удовольствие на любителя.

Секрет успеха Pussy Riot — квир

Термин "квир" используется для обозначения как ЛГБТ, так и других приверженцев социальных либо же сексуальных девиаций, нарочито подчеркивающих свою "странность" и в той или иной форме настаивающих на ее общественном признании и легитимизации. И, кажется, у них это неплохо получается.

Высказываться в поддержку ЛГБТ стало правилом хорошего тона для большинства западных музыкантов и актеров: иногда эти признания звучат шокирующе, как в случае с Брэдом Питтом (который оказывает финасовую поддержку ЛГБТ организациям) или с Хью Лори. В английском языке даже появилось специальное выражение — straight ally ("союзник натурал"). ЛГБТ-культура тесно переплетается с агрессивным движением феминисток. Хотя многие рядовые гомосексуалы относятся к истерии вокруг нетрадиционной сексуальной ориентации скептически, однако диктат политкорректности устанавливает жесткие культурные рамки и фильтры. Ну, а когда искусство просеивается сквозь сито политических установок, в сухом остатке остаются бездарности и конъюнктурщики.

Девушки из Pussy Riot оказались неспособны даже к сколь-либо адекватной критике путинского режима. В их песнях — ни слова об экономических проблемах, о существенных, серьезных вещах.

"Призрак свободы на небесах

Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах"...

Рефрен — "Богородица, феминисткой стань!"

 "Режим идет к цензуре сновидения

Пришло время подрывного столкновения

Стая сук сексистского режима

Просит прощения у феминисткого клина".

Потом появилась еще одна песня — "Убей сексиста".

Читайте также: Pussy Riot пустили в оборот

Беда Pussy Riot не в том, что они выступили против "системы". Сама проблематика их творчества астрономически далека от российских реалий — ну, неинтересны нам гендерные баталии, не нужны сексистские баррикады. К счастью для Толоконниковой и Алехиной, многие люди сделали выводы о сути их деятельности, даже не прослушав внимательно главного "хита". Pussy Riot по инерции причислили к политической оппозиции — не задумываясь о том, что весь протест молодых панкеток сводится к "недовольству культурой мужской истерии". Такому "протесту", по большому счету, место на кухне, при чем тут РПЦ или Путин — объяснить это едва ли смогли бы и сами участницы проекта.

Впрочем, имея рядом такой образец мужчины, как Петр Верзилов, нетрудно заразиться ненавистью ко всему мужскому роду. Верзилов и Толоконникова познакомились, участвуя в одном из перформансов Олега Кулика. Впоследствии они стали участниками арт-группы "Война", которой на первых порах покровительствовал Кулик. Молодые люди успели принять участие в самых первых акциях "Войны" — скандальном перформансе в Зоологическом музее, а также акции "Тараканий суд".

Но вскоре чета Верзилов-Толоконникова были с позором изгнаны из арт-группы — за предательство остальных активистов и воровство. Что касается Толоконниковой, то бывший ее коллега по "Войне" Олег Воротников дал ей такую характеристику: "О злом умысле Нади и Кати трудно что-то сказать просто потому, что они вообще не очень понимают, что делают. Вкратце, их позиция сводится к Надиной фразе: "Морали не существует, а на акции каждый за себя". Надя очень хочет иметь галочку в биографии: "состояла в радикальной арт-группе, членов которой сгноили в тюрьме, но выжила". Им дороже интервью в "Коммерсанте", где их упоминают, нежели Шитман или другой активист".

Не всем нравится творчество "Войны", однако предательство своих товарищей гадко с любых позиций. Кроме провокаций в адрес своих коллег, Верзилов умудрялся "сдавать" правоохранительным органам и участников "маршей несогласных", и "химкинских" анархистов, приобретя таким образом крайне негативную репутацию и прозвище "Петя- …" (на месте троеточия в оригинале непечатное слово, обзначающее лицо мужского пола с нетрадиционной ориентацией).

Читайте также: Дешевая популярность, или С кем вы, хамы?

После изгнания из арт-группы "Война" о Толоконниковой и Верзилове некоторое время ничего не было слышно. Парочка снова всплыла на волне "белоленточных" протестов. 3 марта 2012 года Алехина и Толоконникова были арестованы по делу о "панк-молебне". В тот же день следствие получило в свое распоряжение ноутбук Верзилова, содержание которого легло в основу уголовного дела против его жены. "Тюрьма — лучший пиар" — такого принципа придерживался Верзилов еще в годы сотрудничества с "Войной". Неудивительно, что многие из окружавших его людей на тот или иной срок оказывались за решеткой — все, кроме самого Петра.

Даже собственная жена, находясь за решеткой, обличила его в предательстве и чуть ли не в воровстве: в своем письме к Йоко Оно она просила о том, "чтобы средства из денежной части премии были распределены на три личных счета: Маши, Кати, меня. Я не хочу, чтобы деньги были переведены кому-либо еще, включая П. Верзилова".

Читайте также: "С Толоконниковой поступили подло"

И история с голодовкой Толоконниковой в колонии тоже была буквально навязана ей Верзиловым, к этому мнению склоняются практически все, кто следил за развитием событий. Неудивительно, что после освобождения Толоконникова на вопросы журналистов о муже отвечала весьма прохладным тоном. Но не ушла, нет, — ездят везде, фотографируются вместе, натягивают улыбчивые маски. Вот и весь феминистский бунт.

Как сложится дальнейшая судьба экс-Pussy Riot неизвестно. Может, они еще долго будут купаться в лучах успеха и популярности, а может, их слава пройдет, как только у западной пропаганды появится какая-нибудь новая игрушка. В любом случае, уже очевидно, что пик славы российских квир-бунтовщиц миновал.

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить