От России требуют отчет о судьбе сирот, которых не удалось вывезти в США

Следы усыновленных сирот теряются в США

ЕСПЧ потребовал от России отчитаться о судьбе детей-сирот, которых благодаря "закону Димы Яковлева" американцам не удалось вывезти. В то же время "цивилизованное сообщество" полностью проигнорировало все наши попытки выяснить судьбу усыновленных в США россиян. Может быть, международным органам стоило бы обратить внимание на ситуацию в США?

Запрет на усыновление российских сирот в США вызвал настоящую бурю. Впрочем, многие не знают о том, что он мог бы быть снят — если США обеспечат российской стороне возможность наблюдать за судьбой этих детей. Однако, все переговоры между сторонами зашли в тупик. Почему Америка придерживается такой жесткой позиции? Может, есть что скрывать?

Уже год бушуют страсти вокруг "закона Димы Яковлева". Напомним, согласно этому закону гражданам США запрещено усыновлять российских детей-сирот. Нашлись противники: они уверяют, что такое решение российских властей мотивировано политически, и на деле лишь навредит нашим детям: мол, а кто же тогда будет усыновлять? Действительно, статистика говорит о том, что с 1996 года американцы вывезли из России около 60 тысяч сирот. Эта сфера была успешно коммерциализирована. Возникли специальные агентства, оказывающие иностранцам посреднические услуги в деле усыновления. Ежегодный суммарный доход только агентств из США достигал 80 миллионов долларов. Усыновление в Америку было практически поставлено на поток.

Что же вынудило российскую сторону прикрыть эту "лавочку"? И почему это решение коснулось только США? Почему Америка приобрела мрачную славу страны, которой нельзя доверять судьбы детей?

К сожалению, это действительно так. За 17 лет в США по вине усыновителей погибло 20 русских детей. Конечно, можно возразить, что такие трагедии происходят во всех странах, и специально выделять на этом фоне США не стоит. Однако, наверное ни в одной стране, называющей себя "цивилизованной" нет столь мягких наказаний для детоубийц, как в Америке. Достаточно обратиться к тем случаям, в которых жертвами стали русские дети, чтобы заметить эту тенденцию.

Константин Шлепкин (Девид Полрейс), 2 года. Более 90 процентов тела ребенка было покрыто ранами, которые нанесла приемная "мать" Рене Полрейс. Она была приговорена к 18 годам тюрьмы, но впоследствии была выпущена досрочно.

Витя Тулимов (Виктор Маттей), 6 лет. Приемные родители избивали его аллюминевой битой и держали в холодной комнате, где он и скончался от переломов и переохлаждения. Хотя родители и были приговорены в сумме к 27 годам заключения, однако по какому-то странному закону эти сроки должны были отбываться "одновременно", поэтому изверги вышли на свободу уже в 2008 году, через 8 лет после преступления.

Сергей Наконечный (Люк Эванс), 1год и 4 месяца — погиб множественных травм головы и недостатка питания. Приемная мать была сначала привлечена к ответственности, но впоследствии признана невиновной.

Никита Хорьяков (Захари Хайджер), 2 года — его череп был проломлен с двух сторон. Мать была приговорена к 2.5 годам заключения и была обязана посещать "занятия по управлению гневом". И только-то.

Такая поразительная снисходительность американских судов к душегубам распространяется, конечно, не только на убийц русских детей, но и на "своих". В других странах такие трагедии тоже происходят, но все-таки не в приемных семьях, так как прежде чем отдать ребенка на усыновление потенциальных родителей тщательно проверяют на вменяемость и на готовность нести полную ответственность, потенциальные преступники должны отсеиваться еще на этой стадии. Выходит, что в США такого отбора просто нет, как нет и должного контроля со стороны органов опеки — ведь всем убийствам предшествуют месяцы жестокого обращения.

Надо отметить, что значительная часть детей, увезенных в США сохраняют российское гражданство. По закону, оно сохраняется за ними в том случае, если усыновители не подадут заявление о прекращении российского гражданства ребенка. (Между прочим, в сентябре в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, согласно которому эта практика должна быть прекращена, в этом случае приемные родители-иностранцы уже не смогут лишать ребенка гражданства РФ). Поэтому контроль России за этими детьми — не только право, но и обязанность.

Другое дело, что осуществлять этот контроль порой затруднительно. И основные проблемы связаны именно с Соединенными Штатами. Переговоры на эту тему неоднократно проводились между российской и американской сторонами, но изменилась ли ситуация в лучшую сторону?

Об этом "Правде.Ру" рассказала заместитель председателя ГД по труду и социальной политике Елена Афанасьева:

"На сегодняшний день контроль за судьбами этих детей минимален… Мы можем лишь рассчитывать на отчеты от родителей и от агентств, которые занимались усыновлением, мы практически не можем получить отчет от органов Федеральной власти США, потому что у них в каждом штате свое законодательство. Наше соглашение, которое было подписано ранее с федеральными органами США, практически не работает. Когда с ними вели разговор о том, что родители, которые издевались над нашими детьми, не были наказаны, они ссылались на то, что в каждом штате свои законы. В итоге мы были вынуждены расторгнуть это соглашение: мы требовали, чтобы законодательство США, касающееся защиты детей, не только русских, а вообще всех детей было унифицировано. Иногда просто диву даешься, когда узнаешь, что в некоторых штатах ответственность за убийство доходит до 100 лет, а в каких-то вообще нивелирована. В этом у нас и был камень преткновения с Америкой — мы настаивали на том, что жизнь ребенка стоит во главе угла, и законодательные разночтения не должны препятствовать ее защите.

Что касается европейских стран, то там ситуация более-менее сглаженная. Контроль за детьми, уехавшими в Европу более пристальный: во-первых, они ближе, это один материк, есть организации, которые готовы предоставлять информацию о том, как там проживают наши дети, да и нашим общественным организациям там бывать проще. С Соединенными Штатами есть проблемы, и их надо решать, если эта страна желает восстановить свое право усыновлять наших детей."

Да, если детей забирают в Европу, то в этом случае за их безопасность можно не переживать, в европейских странах контроль за семьями со стороны органов опеки настолько велик, что порой даже переходит в другую крайность, когда детей изымают при малейшем подозрении на применение насилия со стороны родителей. И хотя Европу, в частности скандинавские страны порой критикуют за такие перегибы, на фоне страшных историй, поступающих из Нового света эти моменты уже не вызывают такого возмущения.

А вот с Америкой все не так. Это подтвердила и первый заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина:

"В США и Европе очень сильно различается законодательство, касающееся правил отбора усыновителя и дальнейшего за ним контроля и поддержке таких семей. К сожалению, в США за этот год ничего в лучшую сторону не поменялось, несмотря на то, что в этот период на территории обеих стран неоднократно проходили консультации. Несмотря на это, говорить о том, что США готовы создавать условия для такого контроля преждевременно. Расследование американского агентства Reuters, которое вскрыло целую биржу по обмену усыновленными детьми повергает в шок: это значит, что американское законодательство позволяет это делать, а также то, что социальные службы не осуществляют необходимого контроля.

А вот во Франции, к примеру, производится жесткий отбор потенциальных усыновителей. Отсеивается примерно половина — это происходит благодаря тому, что в ходе бесед с психологами многие люди начинают понимать свои возможности, узнают о специфике жизни с детьми-сиротоами. Такая детальная работа приводит к тому, что к усыновлению допускаются люди ответственные, порядочные, не склонные к насилию. До настоящего времени у нас не было каких-то проблем с уполномоченными органами европейских стран."

В итоге получается, что все упирается в то, что американские власти сами не могут обеспечить полный и качественный контроль за тем, в каких условиях живут и каким опасностям подвергаются дети — как американские, так и приемные сироты из других стран. Но и позволить российской стороне осуществлять этот контроль они тоже не готовы — может, это кажется нарушением суверенитета США? Или объясняется нежеланием прикладывать какие-то усилия для создания полноценной системы такого контроля, может быть, обвинения российской стороны представляются американцам необоснованными и такое положение, когда дети растут без какой-либо опеки со стороны государства кажется вполне нормальным явлением для американской культуры?

На американском телевидении популярностью пользуются передачи, посвященные поиску недобросовестных владельцев кошек и собак — спасение изможденных песиков приковывает миллионы добродетельных американцев к экранам.

Тем временем тот факт, что США уже давно удерживает первое место в мире по уровню насилия над детьми видимо, никого не смущает.

В декабре 2011 года был опубликован национальный отчет Child Maltreatment, в котром приводились ужасающие цифры: каждый день в США от насилия погибает 5 детей, 80 процентов которых не достигли 5 -летнего возраста. За 2011 год в государственные органы США поступило 6 миллионов заявок о насилии в отношении детей. Среди причин смерти детей доминирует пренебрежение жизнью и интересами ребенка, как это было в случае с Димой Яковлевым. А около 50 процентов детских смертей даже не квалифицируются должным образом.

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить