Информатизация медицины - кто в выигрыше?

Каждый день чиновники публикуют сводки-реляции об очередной победе на фронте информатизации работы поликлиник и больниц. Саратов, Приангарье… Как обычно, Москва в авангарде. Нам взахлеб рассказывают, что благодаря электронной записи столичные очереди к врачам уменьшились в 2,5 раза. Мы за прогресс, но что на самом деле скрывается за фасадом модернизации медицины?


"Частная медицина паразитирует на государственной"

Информатизация системы предоставления медицинских услуг гражданам идет полным ходом. Уже во многих городах страны записаться на прием к врачу предлагают через различные интернет-сервисы. Цели многоступенчатой программы декларируются благие: следить за загруженностью поликлинического звена и востребованностью врачей, сократить очереди, организовать удаленную запись на прием, без обязательного посещения регистратуры поликлиники. На втором и дальнейших этапах предполагается ввести электронные амбулаторные карты граждан и электронные рецепты. Ответственные за проведение этой модернизации с гордостью сообщают о помощниках, которые скрытно тестируют новую систему — посещают медучреждения под видом пациентов и помогают устранять недостатки. Никто не спорит, все эти шаги, безусловно, нужны, но что происходит на практике?

А на практике у нас все как обычно. Например, Пенза

"Более 40 учреждений отремонтировали и оснастили дорогим медоборудованием. Но попасть на прием к врачу стало еще сложнее. Если раньше приходилось часами подпирать стены у заветного кабинета, то теперь даже на порог не попасть. Электронная очередь расписана на месяцы вперед, пролистывая ее, регистратор просто отказывает страждущим. — Чтобы прийти на прием к эндокринологу, мне нужно сначала получить направление от терапевта. А к нему уже на октябрь все часы расписаны! Это специально делается, чтобы подтолкнуть пациентов в платные клиники? — возмущаются горожане". А вот комментарии пользователей под этой статьей.

Гость. Вчера была в 6 поликлиннике, ужас! Толпы ЛЮДЕЙ в каждое открытое окно. Зачем мне доктор в октябре, когда я нуждаюсь в нем сегодня!?

Гость. Крайне не эффективное нововведение, записала ребенка в детскую поликлинику "Василек", приходим, а там живая очередь. И спрашивается, как же работает электронная запись?

Гость. А меня вообще, судя по этой электронной записи, не существует в рядах пациентов поликлиники 6-й горбольницы, так как после отправления заявки на запись мне комп выдает "нет такого пациента". Хотя на учете у нескольких специалистов стою. Вот такой каламбур.

Гость. Реально, люди приходящие на прием имеют талоны на разное время (на ранний прием или поздний), они организуют живую очередь на прием. Все — зависит от принимающего врача и медсестры, которые обязаны вести прием согласно указанному времени, записи регистратуры. Тогда бардака не будет который существует в поликлинике при городской больницы №6.

Гость. А в детской больнице на ЦНТИ еще веселее, по электронике к одному и тому же специалисту могут на одно время 5 человек записать, а потом бардак в очереди начинается!

Гость. Какая электронная запись? Врачей не хватает. Врачей просто нет. К кому записываться? Найдите педиатров, на достойную зарплату, кардиологов, Невропатологов, психоневрологов. А в частные клиники у нищего населения денег не хватает…

Конечно, со временем некоторые технические накладки исчезнут, и мы привыкнем к новым правилам. Привыкли же к турникетам, создающим пробки на входе в автобус. Главное, к каким результатам мы в конечном итоге придем. Что приобретем, а чего лишимся?

Читайте также: Найдены уши скандального приказа №3764

"Правда.Ру" провела опрос среди экспертов и задала им ряд вопросов.

Складывается впечатление, что при нынешних правилах медицинского обслуживания роль электронной записи к врачу сводится к отсечению потока пациентов к узким специалистам. Всех сначала загоняют к терапевтам. Попасть, например, к невропатологу, эндокринологу или отоларингологу — целая проблема. А если нет времени ждать две-три недели — добро пожаловать в платную клинику. Этого добиваются при помощи "электронной оптимизации" обслуживания?

Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов:

— Дело в том, что это требование закона № 323: бесплатно можно получить помощь узкого специалиста, только имея направление терапевта. Поэтому все, что мимо этого порядка, все платно. Мы, в принципе, считаем, что государство намеренно создало барьер для того, чтобы таким образом выдавить еще часть людей из бесплатной в платную медицину.

Модернизация, не решила проблему доступности амбулаторно-клинической помощи, очереди были, сейчас увеличились очереди к терапевтам. Вообще в бутылочное горлышко превратилось. Ну и соответственно, люди, чтобы получить помощь, обращаются в платное учреждение. Соответственно, круг замыкается, когда мы узнаем, что государство будет поддерживать частные учреждения, все это идет в сторону развития частной медицины, а право на бесплатную помощь конституционно мы теряем.

— Какие жалобы на работу поликлиник самые распространенные. Как отражается введение новых стандартов по программе ОМС на качество обслуживания граждан? Есть ли жалобы на организацию записи по электронке?

— Что касается электронной записи, то, во-первых, тут много приписок. Потому что и от пациентов жалоб много о том, что приходят раз в 5 лет в поликлинику, а там вся история болезни чуть не каждый месяц переписана, дописана. И когда анализируешь ситуацию, то понимаешь, что в действительности в нынешней системе здравоохранения, чтобы получить деньги — пациент не нужен, достаточно знать номер полиса ОМС, а он — известен. Поэтому Печатников в одном выступлении сказал: "да, приписок много, как может быть 159 пациентов за прием у врача?". Представляете себе 159 пациентов? Норма 30 и то, они стонут, что 30 человек это много, а тут 159. Мы рассчитываем количество приписок от 30 процентов до 60 процентов, это учитывая данные федерального фонда ОМС. Потоки пациентов сейчас настолько неправильно отрегулированы, настолько неправильно идет стимулирование в системе здравоохранения, что электронная запись, может, начнет на что-то влиять, когда появится идентификация пациентов, что это именно он записался. Это, соответственно, мы говорим о личном кабинете, когда это можно проконтролировать опять же, либо это, действительно, отпечатки пальцев. Потому что, когда я слышу, что собираются ввести отпечатки, единственное объяснение — это борьба с приписками.

— Так как же все-таки стоит организовать электронный учет, чтобы можно было увидеть реальную картину и избежать приписок?

— Кардинальный путь решения этого рода проблем — это возврат к подушевому финансированию. У нас сейчас оплата идет за услуги, то есть оказал услугу, точнее так, не за услугу, а за запись об услуге, будет более точно сказать. То есть, записано, что за услуга была, значит, деньги получишь. Соответственно, пока такая система существует, ничего с приписками сделать будет невозможно. Если только не перейти на подушевое финансирование, платить не за услуги. Поликлиника в этом случае будет получать по количеству прикрепленных к ней людей на год вперед финансирование. А там дальше есть ряд компенсационных решений, как сделать так, чтобы, уже получив деньги, поликлиника все-таки лечила людей. Значит, там штрафы должны быть и так далее.

Читайте также: Треть зарплаты врачей — из кармана пациентов

Совершенно иных взглядов придерживается врач-нейрохирург ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич. С его колокольни видна другая сторона фасада.

— В принципе электронная запись — это удобно, но, мы уже привыкли, что у всех есть интернет. А ведь масса людей преклонного возраста, у которых может и есть интернет, но они им не владеют, а они чаще всего ходят к врачам. Хорошо если есть внук под рукой, или кто-то помоложе, кто владеет этим искусством. Хотя я знаю и бабушек, и дедушек, которым по 80 лет и старше, которые в интернете себя прекрасно чувствуют. Но просто за этим нельзя забывать тех, у кого нет доступа к электронным средствам связи. Но, с другой стороны, пока врач на работе, пока всех не примет он не уйдет. Получится, у него скорее всего так: у него все записаны, все окошки забиты, а народ и просто так приходит "а я вот не записался, а я вот проходил мимо, а я вот попал в пробку и приехал на 2 часа позже, или с работы не отпустили, а я должен быть у вас", но все равно он будет сидеть до 22 вечера и принимать. Поэтому даже не знаю, в этом есть и хорошие вещи, а есть и такие вот проблемы.

— А как же все-таки быть с узкими специалистами?

— Узких специалистов всегда не хватает. Есть альтернативная медицина, частная медицина. Кто-то обременен излишками денег, такие тоже есть. Они могу записываться к специалисту, а потом, на следующий день за какие-то бешеные деньги ходить в частную клинику, получать там консультацию. Главное, чтобы все было доступно, понимаете, вот о чем речь. О том, что у кого нет денег, в любом случае могли бы попасть.

— А как в других странах решают эту проблему?

— У меня вот приятель работает в Канаде и там формально бесплатная медицина, но чтобы попасть к врачу — запись на три месяца вперед. Пожалуйста, она бесплатная. Так же и КТ, МРТ, к узким специалистам очереди большие. А врач принимает за день 5-6 человек и все, это у него ставка, он отрабатывает. То есть, если какая-то ситуация экстренная, срочная. Другой мой приятель работает в Америке, почечная колика случилась в дороге, 911 привезли, почечную колику сняли, а, камушек, говорят, который ее вызвал, вы приедете к себе, где вы живете, и там его удалите. И он там приехал, встал в очередь. В итоге, он взял билет, прилетел сюда и за один день у нас в клинике все это сделали, и дешевле. Дешевле, быстрее, гуманнее. Везде есть свои плюсы и минусы.

Читайте также: Реформа здравоохранения питается младенцами

Главный врач МУЗ ЦРБ Сальского района Ростовской области Юрий Кикенов считает, что проблемы с электронной записью, а уж тем более к узкому специалисту, вообще не существует. Оно и понятно, столичные инициативы и нововведения еще не до всех регионов докатились. Да и народонаселение везде в разном количестве представлено. Это в столицах соседи друг друга могут не знать в лицо, в регионах, особенно в небольших городках и поселках — другое дело. Все друг другу или кум, или сват, или брат. Здесь и без всяких программ и модернизаций врач — все равно, что семейный доктор — знает все про болезни бабушек и дедушек пациента.

— На мой взгляд, в любом случае, при дефиците узких специалистов ходить к ним только по желанию, это не совсем правильно. Терапевт знает всех на своем участке, знает, кого к какому специалисту направить, есть ли в этом необходимость. И нет такого потока необоснованных обращений к узким специалистам. Потому что это все равно, как и лекарства в аптеке. Хочу куплю это — хочу куплю это, надо то, что врач назначает. Так же и здесь. К узким специалистам, абсолютно правильно, нужно попасть после консультации терапевта.

— Так какие есть плюсы и минусы новых правил оказания медицинских услуг?

— Они в какой-то мере облегчили жизнь для узких специалистов. Нет такого потока необоснованных обращений. Когда у человека закололо под лопаткой, а он "хочу к кардиологу", а причины могут быть совершенно разные, поэтому все- таки считаю, что в какой-то мере это упростило работу. А для терапевта, у которого сейчас закрепленный свой участок, да, нагрузка огромная, может нагрузки стоит пересматривать. Может, дело не столько в количестве, сколько в качественной оплате труда. Потому что базовые ставки несколько низковаты, ни для кого это не секрет. Но терапевт должен знать своих подопечных на участке, и не только основные заболевания, но и сопутствующие, если к нему будут обращаться именно с его участка, он будет знать все их сопутствующие патологии и сам лично будет направлять к кардиологу, неврологу, окулисту, лорврачу.

Заместитель председателя Гильдии российских адвокатов Владимир Самарин не отрицает: идея электронного учета в медицине — хорошая и, способна принести результаты, но замечает, что в части исполнения задуманного — без неожиданностей.

— Вы знаете, здесь опять хорошая мысль, и очень удачное предложение, может обратиться во вред, благодаря тем исполнителям, которые этим занимаются. Конечно, запись электронная, она освобождает людей от сидения в очередях, но, опять же, посмотрим, кто у нас сейчас в поликлиниках работает. Либо молодые люди, которые только пришли после института, либо достаточно пожилые люди, которым деваться некуда. Как правило, высококлассные специалисты, они уходят в платные клиники. Здесь уже вопрос не к ним, а к государству, которое не может оплатить высококлассных специалистов в государственных учреждениях. Поэтому, я полагаю, главное не то, как делается эта электронная система. У нас законы, во множественном числе, они контролируют все, вопрос в их исполнении. Так и здесь.

И тут уж действительно, все на волю случая. Если терапевт попадется грамотный или хотя бы сам захочет оперативно сплавить пациента к профильному специалисту, вам повезло. Правда, он еще для своего начальства и страховщиков — менеджеров от медицины должен грамотно сформулировать, почему посылает вас дальше и тем самым тратит казенные деньги. Иначе на выговор, а то и на вычет из зарплаты нарвется. Все эти механизмы -ужастики конечно же оптимизаторы будут опровергать до посинения. Но, врачи в приватных беседах, будут кивать головами и еще расскажут кучу негласных правил, как говориться, без протокола, на условиях полной анонимности. А правила простые- любым способом экономить средства заведения и не раздражать страховщиков.

Как ни странно, но самый скептический взгляд у законодателей. Олег Куликов, заместителя председателя комитета ГД по охране здоровья:

— Прежде всего, я считаю, что система обязательного медицинского страхования ни от чего не страхует. В том числе, от многих заболеваний: онкологии, сложных, редких заболеваний, от сложных травм, не говоря уже о том, что якобы высокотехнологичные операции будут с 15-го года в ОМС. Но тоже не будет страховая оплачивать, потому что тот тариф, который там заложен, ну я не знаю, он ни на что не рассчитан. Он рассчитан на то, что 50 процентов граждан, не будут обращаться в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи.

И, если на сложные диагностические исследования можно попасть только через врача общей практики, я считаю, что это ошибка. Но с другой стороны, я просто пытался изучать этот вопрос, мы (государство-ред.) накупили сложной диагностической аппаратуры, а они не удосужились подготовить обслуживающий персонал и медиков, которые работают на этой аппаратуре. Даже в первой поликлинике Управления делами президента на Сивцевом Вражке, только в одну смену работают, потому что нет больше врача. Даже там очередь за неделю, в том числе, и для депутатов Государственной Думы, чтобы получить это исследование. Только в редких случаях, когда надо экстренно оказать медицинскую помощь, могут эту лабораторную услугу оказать. А в действительности такая ситуация, аппаратура стоит, а работать некому. Поэтому в основном работают рентгенологи, которые и так загружены работой, у которых сокращенный рабочий день. Это, я считаю, большая недоработка в системе модернизации нашего здравоохранения.

— Так вы, законодатели — вам, наверное и надо начинать решать такие проблемы?

— Это, как бы, не функция Комитета по охране здоровья. Комитет принимает базовые законы об охране здоровья, а такие детали уточняются ведомственными приказами и распоряжениями. Департамент здравоохранения, Министерство здравоохранения, приказывают, как это проводить. Мы же не можем по каждой поликлинике решать, как проводить компьютерную томографию, но вообще, в принципе, в свое время, мы были категорически против, чтобы на одних и тех же площадях оказывались платные и бесплатные медицинские услуги.

— То есть, практически уже произошло слияние этих двух секторов и они уже даже в материальном смысле связаны?

— Вот стоит компьютерный томограф в медицинском учреждении бюджетном или муниципальном, все это бесплатная должна быть услуга, даже если в три смены. Вот пусть покупают за свои кровные коммерческие учреждения и на нем выполняют работу. И вообще, я считаю, что наше население не платежеспособно для получения платных медицинских услуг. Это не для нас, это для таких богатых стран западной Европы, Японии или Южной Кореи. У которых хорошо развита государственная медицина, которая оплачивает практически все виды медицинской помощи и медицинских услуг.

А у нас это все просто недофинансировано. Вот вы сейчас много слышали про конфликт Обамы с сенатом и с республиканцами. Конфликт в том, что Обама посчитал, что надо дополнительно застраховать 50 миллионов американцев, которые не застрахованы, но за которых будет платить страховой взнос государство и работодатель, Но республиканцы, которые считаются защитниками бизнеса, они категорически против. Обама считает, что это необходимая социальная мера и даже посчитали, что он там социализм прививает в Соединенных Штатах Америки. Знаете, какая душевая норма медицинских расходов в Штатах? 13 000 долларов на человека, это 18 процентов ВВП, и то они жалуются на нехватку средств. А что мы можем с 3,5 процента из 500 долларов душевого расхода на здравоохранение сделать? Ничего. А из них — 60 или 70 процентов, это зарплата медицинского персонала.

— Так в чем же тогда модернизация медицины?

— Мы все прекрасно понимаем, что все эти законы они, как бы, декларативны, они не подкреплены финансированием, бумаги-то есть. Но, это все равно, что машину заправить 5 литрами и сказать: "отправляйтесь в Ленинград", а надо 100 литров. Никогда он не доедет, максимум за Химки заедет. Так и у нас. А Министерство финансов говорит "живите на то, что дают", вот и получается, езжайте на том, сколько вам дали. Антисоциально и антиконституционно. Среди расходов, у нас получается даже, что мы тратим в 2-3 раза меньше, чем страны Восточной Европы, у которых примерно такое ВВП на душу населения, как в России.

Но, в целом, депутатский прогноз был оптимистичен." Я считаю, что человек с хорошими нервами и с хорошим напором всегда может получить бесплатную медицинскую помощь, потому что-то, что происходит, противоречит закону, медицинской этике, конституции Российской Федерации. 41-я статья гарантирует бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации". Если читать между строк, то совет понятен. Хотите что-то получить изучайте закон и идите напролом, только так в отдельно взятом случае удастся отстоять свои права. Если же у вас нет сил и бойцовских качеств — запасайтесь полисом добровольного страхования или талончиком к платному врачу.

Читайте также в новостях:

При Минздраве РФ создана комиссия по электронному здравоохранению

Президент Лиги защиты пациентов: Мы теряем право на бесплатную медпомошь

На бесплатную медицину из бюджета потратят еще 230 млрд

Эксперт: Медицинская страховка не способна покрыть все нужды граждан 

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google