Круглый стол "Политика децентрализации: выживет ли культура за Садовым кольцом?"

Выживет ли культура за Садовым кольцом?

То, что на окраинах Москвы не хватает культурных центров, представляет большую проблему. Об этом говорили участники круглого стола "Политика децентрализации: выживет ли культура за Садовым кольцом?". По их мнению, если бы все было по другому, то жителям удалось избежать бы многих неприятностей — вроде недавних погромов в районе Западное Бирюлево.

Москва, без всякого сомнения, является крупным культурным центром России, но в самой столице культурные центры распределена, увы, неравномерно. Как шутят москвичи, за "пределы Садового кольца культура выходит редко". И доля шутки в этой шутке, без сомнения, имеется — приходится признать, что в наши дни в окраинных спальных районах найдется не так много мест, где кипит культурная жизнь. Ведь все основные театры, музеи, кинотеатры, галереи находятся в массе своей в пределах того самого Садового кольца, за которое культура выходить опасается.

С другой стороны, в центре современной столицы живет не так уж много людей — в основном сейчас "жилыми" являются спальные районы. Получается парадоксальная ситуация — там, где много культурных учреждений, мало тех, кто их посещает, и наоборот. Из-за этого, как не пытаются московские власти "продвинуть" культуру в массы, она туда как-то не продвигается по причине отсутствия этих самых масс в нужном месте.

Читайте также: "Диалектика вражды, или В бой идут "замкадыши"

Следует заметить, что дело тут вовсе не в отсутствии мест в спальных районах, где могли бы разместиться различные культурные центры. С советских времен в столице осталось множество домов культуры, клубов при предприятиях и кинотеатров, здания которых приспособлены не только для показа фильмов. Беда в том, что все эти сооружения в наше время оказались никому не нужны: если они остались государственными, то за ними никто не следит, а если частными, то обычно их приспосабливают под торговые центры, рестораны или что-нибудь еще, что приносит быстрые деньги. А новые же культурные центры, увы, никто за пределами Садового кольца не строит.

Кроме того, следует отметить, что по сравнению с временами СССР, в современной Москве изменилась суточная локализация жителей — многие москвичи большую часть дня проводят не в том районе, где живут. Если в советские времена обычно квартал со всеми культурными центрами распределялся вокруг предприятия, на котором большинство жителей этого квартала и работало, то сейчас значительная часть москвичей живет в одном конце города, а работает совсем в другом. То есть житель ЦАО, если он работает где-нибудь на окраине и, соответственно, проводит там большую часть дня, также лишен возможности посещать театры и музеи, как и житель той самой окраины.

Такая диспропорциональность размещения культурных центров приводит, увы, к тому, что Москва перестала быть единым пространством — город как бы разделен на множество маленьких "городков", жители которых не общаются и, соответственно, ничего не знают друг о друге. Если обратиться к исследованиям жизни мегаполисов психологами и социологами, то выяснится, что именно совместное посещение спектаклей, выставок и прочих культурных мероприятий сближает жителей одного города — однако в Москве подобное уже давно не практикуется. Из-за этого возникает затруднения в распространении важной информации, что ведет к отчуждению жителей разных районов — они перестают считать себя москвичами, подразделяясь на "марьинских", "перовских", "кунцевских" и прочих.

Читайте также: Погром в Бирюлеве: кто виноват?

Как видим, разрушение единого культурного пространства столицы приводит к разрушению ее социальной структуры. Последствия этого исключительно негативные — вспомнить хотя бы недавние печальные события в районе Западное Бирюлево. Этот район, находящийся в некоторой географической изоляции из-за отсутствия там культурных центров, которые могли бы посещать жители со всех концов Москвы, оказался таким образом и в изоляции информационной — до самых погромов мало кто из москвичей знал, что там так плохо обстоят дела. А все потому, что туда просто не было надобности ездить из других мест столицы — раз там нет театров, музеев и прочих культурных центров, то и делать там, получается, нечего.

Именно об этой проблеме и шла речь на круглом столе "Политика децентрализации: выживет ли культура за Садовым кольцом?", который прошел 15 октября в пресс-центре агентство РИА Новости, и в котором приняли участие как деятели культуры, так и представители правительства Москвы. Все участники были едины в том, что с такой "культурной" диспропорцией нужно бороться. Однако каким образом? Ведь для того, чтобы провести где-то на окраине города интересную театральную постановку или организовать выставку, нужны соответствующие помещения. Да и зритель должен быть подготовлен к подобному мероприятию — какой смысл будет во всех дорогостоящих приготовлениях, если на спектакль в тысячный зал придут всего два человека?

Насчет последнего, заверил собравшихся театральный критик издания "The Moscow times" Джон Фридман, можно не беспокоиться — достаточно примеров, когда культура приходит в массы и последние автоматически начинают к ней тянуться. "Я хочу рассказать одну историю из культурной жизни США — о том, как жители техасского города Остин вдруг узнали, что на самом деле им очень интересна русская драматургия. А началось все с того, что в этот город приехал Грэм Шмидт — человек, увлекающийся русским театром. И он создал театр, где ставят только русские пьесы, а потом и вовсе стал проводить фестивали, куда приходили местные жители, которые до этого и знать не знали о том, что в России, оказывается, существует драматургия. Но они пришли на эти фестивали, увидели и очень заинтересовались русской драматургией — так, что теперь даже не представляют, как они до этого жили без спектаклей русских классиков".

Таким образом, Джон Фридман наглядно проиллюстрировал, что главная задача культурных мероприятий — это создание соответствующей среды. Однако среда будет создаваться только тогда, когда этот процесс уже идет, то есть нужно все-таки начать что-то проводить — обыватель потянется к культуре только тогда, когда сначала она сама придет к нему. Ну, а когда среда будет сформирована, то она начнет влиять на окружающее пространство и, соответственно, изменять уже и его.

О том, как это происходит, рассказал художественный руководитель театра "Практика", режиссер, актер и драматург Иван Вырыпаев: "Сейчас никто уже не поверит в то, что престижный квартал города Тель-Авива под названием Яффа какое-то время назад был неблагополучным. Там в основном жили арабы, которые были достаточно замкнуты и традиционно не ладили с евреями. В квартале была нищета, разгул преступности и безработица. В результате люди стали покидать его, образовалось много пустых домов. И вот в какой-то момент владельцы этих домов стали отдавать их художникам, режиссерам, скульпторам ну и всяким другим представителям богемы.

И что получилось? Деятели искусства стали проводить выставки, спектакли и другие мероприятия, а местные жители начали всем этим активно интересоваться. Так создалась среда, которая потом начала преобразовывать район — раз на эти выставки и спектакли стали собираться люди со всего Тель-Авива, то арабы построили рестораны, гостиницы, парковки, ну и прочие структуры, отз использования которых можно извлечь быстрый доход. Так этот район стал открытым, престижным и благоустроенным — при этом, кстати, он так и остался арабским, представители других народов только разбавили исходное население, но не вытеснили его полностью".

Да, уж, получается, что если в свое время подобное произошло бы в том же Западном Бирюлеве, то, возможно, сейчас этот район был бы таким же, как и нынешняя Яффа, то есть открытым, безопасным и благоустроенным, и мы бы читали сообщения не о бирюлевских погромах, а о бирюлевских фестивалях, перформансах и других культурных мероприятиях. О возможности подобного варианта развития событий часто упоминали и участники круглого стола. "Я совершенно убеждена в том, что если бы в Западном Бирюлеве были функционирующие культурные центры, которые вместе посещали бы и москвичи, и приезжие, то ничего подобного не случилось", — поделилась своим мнением заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменева.

Она же рассказала о том, что правительство города намерено помочь деятелям искусства "децентрализовать" культуру и вывести ее за пределы Садового кольца. И в первую очередь помощь будет заключаться в создании условий для проведения культурных мероприятий — ремонте соответствующих зданий, выделении средств из бюджета на дизайн помещений и прочие нужды, а также в привлечении частных спонсоров. По словам Евгении Шерменевой, московское правительство само заинтересовано в том, чтобы в городе было интересно жить не только в центре, но и в периферийных, спальных районах, чтобы там была своя жизнь, свои точки активности.

Читайте также: "Я и семья" вернет зрителям хорошее кино

И вот, одним из первых шагов на этом пути стало проведение фестиваля современного театрального искусства "Октябрьский переворот", который состоится 24-27 октября нынешнего года в культурном центре "Москвич" Текстильщики, то есть за пределами Садового кольца. Каждый день фестиваля будет посвящен одному из направлений современной театральной деятельности — драматическому, музыкальному, пластическому и детскому театру. В рамках этого вполне себе мирного и культурного "переворота" москвичи и гости столицы смогут увидеть 11 спектаклей, среди которых будет четыре премьеры. Одним словом, скучно не будет никому.

Хочется верить, что подобные мероприятия со временем будут проводиться все чаще и чаще, ведь они очень нужны нашей столице. Только искусство, создаваемая им красота, смогут спасти мир в отдельно взятом городе — однако лишь тогда, когда выдут за пределы его центра и станут доступны не только обитателям территорий внутри Садового кольца, но и всем, кто живет несколько ближе к МКАД…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Темы жилье
Обсудить