Ирина Роднина: Спорт задушит наркоманию

Ирина Роднина: Падение победе не помеха

В опубликованной "Правдой.Ру" беседе главного редактора Инны Новиковой с нашей прославленной фигуристкой Ириной Родниной шла речь о том, как и почему иностранцы усыновляют наших детей. Частная, казалось бы, тема, стала поводом поразмышлять, все ли делает власть и общество, чтобы детство в нашей стране было надежно защищено от "пороков взрослых".

— Конечно, о судьбе наших усыновленных в США можно и нужно говорить, отслеживая их положение в семьях. Но все же их единицы. Наверное, гораздо важнее подумать и журналистам, и законодателям о миллионах детей, живущих в России…

— Не хочу, чтобы складывалось впечатление обо всех американцах, как записных ненавистниках приемных детей, скорее, речь идет о людях с отклонениями, их немного, тем более важно их вычислять и контролировать. В целом же в США очень трепетно относятся к маленьким согражданам, И, кстати, перенимают опыт советского образования, от которого у нас начинают бездумно отказываться.

Лет пятьдесят назад примерно, когда мы на порядок опередили США в освоении космоса, американцы начали задумываться, в чем причина. Они, такие богатые и целеустремленные, с развитой экономикой, проигрывают вчерашним крестьянам и рабочим из страны, только восставшей из послевоенной разрухи. И пришли к мнению, что надо менять систему образования. То есть обеспечить качественным и доступным образованием большинство детей, не отказываясь, понятно, от возможности богатым и одаренным поступать в дорогостоящие элитные вузы из "Лиги плюща", например.

В любой американской школе государственной ли, частной или религиозной есть четыре основных предмета, которые преподаются везде абсолютно одинаково и к которым абсолютно одинаковые требования. Подход же к преподаванию в Америке, как и в большинстве западных стран такой — ребенку дается энное количество знаний по предмету, а дальше его учат, как получать информацию самостоятельно, если этот предмет интересен. И ученик очень рано начинает выбирать себе то направление, по которому он хочет получить в школе максимальное количество знаний. Системность и комплексность знаний — вот что США взяли из советской системы.

Читайте также: И. Роднина о праздной болтовне и усыновлении

— А сегодня, как в один голос утверждают эксперты, мы от этого отказываемся, повторяя худшие модели западного образования, не вчерашние даже, а позавчерашние…

— Беда даже не в том, что дети получают усеченный или неполный объем знаний, беда в том, что они не осваивают комплексное мышление, не учатся устанавливать причинно-следственную связь. Между тем, американцы, во многом копируя советскую систему образования, ставили целью не только обучить детей, но и увести их от наркотиков, которые в те времена стали острейшей проблемой. Америка с наркотиками столкнулась намного раньше, чем мы.

— Да, движение хиппи, "цветы жизни", пропаганда гедонизма через наркотики и свободную любовь, отрицание идеалов потребительского общества… Но я слышала утверждение, что бывших наркоманов не бывает.

— Ничего подобного. У нас с ними просто не занимаются. У нас нет никакой профилактики. Мы достаточно прилично научились отыскивай и пресекать каналы переправки наркотиков и… все. Сколько бы мы ни выпускали плакатов и книжечек об опасности и последствиях, их все равно никто не читает. Американцы же поняли: единственное, что может увести ребенка от желания попробовать — это регулярные занятия физическими упражнениями, заметьте, я не говорю — спорт. Да, заслуга образования, включая егонеотъемлемую в США спортивную составляющую, в том, что из поколения бунтарей и нарколюбителей выросло вполне лояльное поколение, заложившее основу для сегодняшнего очень неплохого положения США.

Как это получилось конкретно? Поясню на примере центра фигурного катания, где я работала. Это было особое заведение, там обучали детей только весьма титулованные спортсмены: Кристофор Аси, Кэрол Фрэнк, другие… Имена в мировом фигурном катании, которые могут готовить детей к самым высоким результатам, к местам в первой мировой десятке.

— Не к призовой тройке, к десяти первым местам?

— Да, результат в большом спорте — первые десять мест на мировом или олимпийском первенстве. Все примерно одинаково катаются, и всегда высокого уровня тренеры думают, насколько перспективны дети, могут ли претендовать на первую десятку. Так вот, я проанализировала состав учеников, пришла к выводу, что только два процента в этом смысле перспективны. А ведь центр один из самых дорогих, тренеры сплошь звезды…

— А кто же остальные? Дети миллиардеров?

— Примерно 40 процентов — дети, проходящие реабилитацию после излечения от алкоголизма и наркомании. Процентов 15-16 — дети из неблагополучных семей, в которых идут бракоразводные процессы. Остальные — астматики, с еще какими-то заболеваниями занимаются спортом по рекомендации врачей.

Меня вот что поразило: никто не скрывал, что ребенок из бывших алкоголиков или наркоманов. Я интересовалась, зачем сообщать такую информацию, ведь могут задразнить, затравить, как это у нас часто бывает, другие родители начнут отказываться — не хотим, чтобы наши дети катались вместе с наркоманом. У них другой подход — раз ребенок с таким трудным прошлым попал к нам, мы все — и тренеры, и родители других детей, и все дети, и обслуживающий персонал несем ответственность за то, чтобы этот недуг был преодолен, чтобы ребенок не опустился снова в преступную ситуацию…

Читайте также: Ирина Роднина: хватит жить прошлым!

Я к чему это вспоминаю? Такие проблемные дети обучались фигурному катанию в рамках государственных программ, которых у нас сегодня нет. Проблемы, подобные американским, с наркотиками, пьянством, разводами, неполными семьями, такие проблемы в нашей стране есть, а программ, чтобы их купировать, нет в государственном масштабе.

В Америке государство, чтобы не разбрасывать средства, ставит задачу в первую очередь все-таки воспитать здорового человека, станет ли он в будущем чемпионом, это вторично. Поэтому денежные средства для спортивного обучения (в различных его направлениях) отданы школе. Обычной общеобразовательной школе. В начальной школе, кстати, нет даже такого предмета как урок физкультуры. У них есть "час активности", который проходит каждый день. Единственное, что просят родителей, чтобы у ребенка были удобные одежда и обувь. Час активности — подвижные игры, а это в свою очередь моторика и тематика. Дается задания для всего коллектива, тут и умение общаться, договариваться, помогать друг другу, смекалка, то есть активная физически и совместная психологически работа.

А вот в средней школе для детей начинается полное раздолье в выборе спортивных занятий: два-три закрытых зала, обязательный стадион. В "high school" (старшая школа) у нас, наверное, ни каждый университет такое имеет: 5-6 закрытых залов, бассейн, два открытый поля. Все это работает и после пяти вечера, то есть после уроков, доступно не только для учеников этой школы, но и для всего микрорайона.

— Впечатляетподобная "спортозависимость". Спорт насколько я понимаю, словно вытесняет или замещает так называемые гормоны счастья от алкоголя или наркотиков гормонами удовольствия от физических нагрузок. Но, наверное, не стоит забывать и об общеобразовательных предметах…

— Бесспорно, и музыка, и языки, и математика нужны и необходимы, но спорт универсален для детей с любыми способностями и склонностями. И, в отличие от умственных упражнений, физические способны противостоять физиологической зависимости от наркотиков, к примеру. Не хочу повторять общеизвестное, но, помимо ускорения и оптимизации биохимических процессов в организме, спорт дисциплинирует, приучает к регулярной работе, воспитывает волю. Я вот не считала себя гениальной в фигурном катании.

— Я не могу вам поверить, когда вы так о себе говорите…

— А это именно так. Пока я своих 150 попыток, отрабатывая иногда один элемент, не сделаю, — я не успокоюсь. Вот Зайцев был фигуристом гениальных способностей. И я, к примеру, видела, что ему скучно ждать, когда я свое тело, не такое способное, разогрею и буду готова вместе с ним выполнять нужный элемент. Но я всегда знала, что трудом и упорством смогу достичь очень многого.

Читайте также: Минспорт готовится вернуть былую славу

Я очень четко усвоила — можно падать сколько угодно раз, делать ошибки, но всегда надо подниматься и собираться. У нас даже в "правилах" фигурного катания раньше было записано: падение — не препятствие к победе. И я это усвоила на всю жизнь: падение не должно мешать движению к победе. И не только в спорте.

— Трудно спорить, все правильно вы говорите. Ваши слова, как принято выражаться, да богу в уши…

— Богу не надо, а вот некоторым руководителям не мешало бы. Хотя грех жаловаться, очень многое сделано для возрождения детского и юношеского спорта и в федерации, и во многих регионах, но надо этим процессам придавать комплексность и обязательность осмысленной государственной политики. Над этим работаем и я и мои коллеги — единомышленники в Госдуме и других государственных органах.

Мне, к примеру, удалось убедить руководство, в необходимости продвигать программу "дворовый тренер". Мы понимаем, что летом у многих детей оказывается отдых неорганизованным. Очевидно, что необходимо организовано занять детей на площадках при школах, во дворах, ну хотя бы два раза в неделю. И каждую субботу-воскресенье соревнования устраивать: двор с двором, школа со школой. Конечно, нельзя надеяться на безвозмездное участие в этой работе взрослых. Где-то мы оформляли тренеров-волонтеров через центры временной занятости, только на летнее время, где-то в центры дополнительного образования, у студентов эта работа зачитывалась как педагогическая практика… На сегодняшний день откликнулись 50 регионов.

Я хочу, чтобы дети начинали общаться. А соревнования — это самый короткий путь к общению. У нас есть проекты и со странами СНГ, первый раз пройдет фестиваль школьного спорта стран СНГ…. Правда, работу эту не всегда замечают и оценивают некоторые СМИ, скандала, видимо, не хватает, как в случае с усыновлением…

— "Правда.Ру" всегда готова рассказать об этой очень важной вашей работе. Уверена, что и ее результаты будут соответствовать вашим спортивным достижениям, благодарю за полезную и приятную беседу.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить