Дедушка против неофашистов. Что скажет закон?

Самарская полиция на страже неофашистов?

Саратове собираются судить пенсионера. В принципе, сама по себе новость не отличалась бы оригинальностью, если бы не причины возбуждения уголовного дела. Началось все прошлой осенью, когда группа подростков повадилась рисовать с помощью аэрозольных баллончиков с краской "граффити" на стенах домов и дверях подъездов. По мнению многих местных жителей, город уже превратился в некую "выставку абсурдной живописи", но дело даже не в этом. Парни рисовали не эмблемы любимых рок-групп, не фантастических животных и растений — а… фашистские свастики!

Как часто бывает, те, кому общество поручило следить за порядком — пресечь деятельность юных неофашистов было недосуг. А "художники" вовсе и не думали действовать украдкой, рисовали символы зловещего "Третьего Рейха" вполне открыто. Жители, кстати, весьма преклонного возраста, одного из домов увидели это. Несложно догадаться, что несовершеннолетние поклонники бесноватого фюрера, мягко говоря, не прониклись замечанием дедушек. А, грубо говоря, "послали их подальше".

Впрочем, следующая встреча закончилась для художников коричневого оттенка не так безнаказанно, как первая. Дедушки-то оказались настойчивыми и отвели хулиганов в ближайшее отделение полиции. Как же это удалось старым и больным людям? Применили силу против молодых и здоровых недорослей? На физическую расправу, конечно, у дедулей сил не хватило, вот один из пенсионеров пригрозил нарушителям газовым пистолетом — этого оказалось достаточно для того, чтобы весь воинственный пыл доморощенных нацистов мгновенно угас.

Читайте также: Дал взятку? Новый штраф — 3 млн рублей

Каким же было удивление одного из активистов, по фамилии Логинов, когда его спустя некоторое время вызвали в Самарский райотдел полиции, чтобы сообщить о возбуждении против него уголовного дела! Оказывается, родители задержанного подростка озаботились фактом угрозы их любимому чаду оружием и увидели в этом ни много ни мало — "угрозу убийством". Ну, а самарские полицейские не нашли ничего лучшего, как дать жалобе официальный ход.

Правда, в выполнение обычного сценария расправы над человеком, проявившим гражданскую активность, будь то "необходимая оборона", будь-то защита общественных интересов, вмешалась третья сила — уполномоченная по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. Она уже написала прокурору официальное обращение с просьбой разобраться в ситуации, которую иначе как вопиющей назвать просто нельзя.

Ну, правда, не где-нибудь в Прибалтике, где фашистские недобитки открыто проводят шествия под эсесовскими знаменами своих "легионов", а в центре страны, понесшей все тяготы борьбы с "коричневой чумой", и победившей ее ценой десяткой миллионов жизней, под защитой закона оказываются именно фашиствующие юнцы! А пожилые люди, у которых единственно хватило сил и желания остановить их возмутительную деятельность теперь ожидают серьезных неприятностей в связи с якобы "преступными действиями".

Между тем, дело не так просто с точки зрения даже формального законодательства, как это, видимо, кажется самарским полицейским. Да, 119-я статья Уголовного Кодекса действительно говорит об "угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" — предусматривая в части первой наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Но эта же статья имеет важнейшее примечание: "если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы". Неужели искушенные в юриспруденции и знании оружия опытные правоохранители могут хоть каким-то образом представить реальную угрозу не то, что для жизни, но даже для здоровья при использовании газового пистолета?! Не травматического, пуля из которого, действительно, попав в глаз, например, способна убить, а именно газового? При выстреле из которого жертве угрожает разве что поток слез на несколько минут — да, в самом пиковом случае, "химический коньюктивит", воспаление оболочки глаза, проходящий через несколько дней. Недаром же "начинка" газовых баллончиков и патронов тестируется медиками на предмет их безопасности при использовании.

Будь даже в руках у пенсионера Логинова более серьезное оружие, его действия вполне подпадают под ст. 39 УК РФ — "крайняя необходимость". Ее краткая формулировка: "Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости." Опять же, максимально упрощенно, превышением пределов крайней необходимости считается лишь тот случай, когда вред, принесенный преступнику, превышает вред, который мог быть нанесен самим преступником.

Действия фашиствующих юнцов из Самары явно выходят за рамки обычной "хулиганки", проходящей по достаточно "беззубым" статьям Кодекса об административных нарушениях, караемым копеечным штрафом. Рисование свастики вполне укладывается в гораздо более серьезную "уголовную" статью — 213-ю УК РФ. "Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

…по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,

…то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка"

Да тут же как будто об самарском случае и написано! На фашисткой идеологии клейма негде ставить — именно за исповедование ею политической, идеологической, расовой, национальной ненависти. И, несложно догадаться, что те, кто рисуют фашистские символы — делают это отнюдь не с целью осудить преступный режим. Точно также, не вызывает сомнения, что рисование зловещей свастики было совершено "организованной группой". А прекратить это безобразие пытались "иные лица, исполняющие обязанности по охране общественного порядка или пресекающие нарушение общественного порядка". За что, кстати, их теперь и собираются судить.

Но, как бы там ни было, хулиганство грозит старикам до 7 лет лишения свободы, а "угроза убийством" (даже будь она реальной, а не мнимой, как в данном случае) тянет максимум на 2 года лишения свободы. То есть, вопрос: "Какое преступление считается обществом более опасным?" здесь просто не должен возникнуть, как, впрочем, и мысль о "превышении пределов крайней необходимости". Правда, мы рассуждаем в рамках обычной логики, а не той, которой, по-видимому, руководствуются полицейские чиновники из Самарского райотдела внутренних дел.

Читайте также: Закон позволяет отбирать детей за творожки

Впрочем, не они одни. Правоохранители, вообще, почему-то необъяснимо толерантно относятся к возрождающимся неофашистким проявлениям, в том числе, и среди молодежи. Разве что, недавно смогли дать полтора года хулигану, осквернившему "Вечный огонь", да и тот оказался египтянином, плакавшимся на суде о том, что не знал, что это российская национальная святыня. Остальные подобные хулиганы отделываются максимум несколькими сутками административного ареста. Юные молодчики отлично все это знают, знают, что не понесут реальной ответственности за содеянное, поэтому и имеют наглость жаловаться на приструнивших их стариков, требуя уголовного наказания. А полиция им в этом объективно помогает.

Интересно, до каких пор в среде таких горе-правоохранителей будет процветать абсолютно извращенная практика, согласно которой попасть под санкции Уголовного Кодекса имеют гораздо большие шансы не преступники, а те, которые либо защищаются от них сами, либо защищают общество в целом? Таким образом, они не только проявляют свою истинно гражданскую позицию, но и выполняют работу тех людей в погонах, под носом у которых процветают неофашистские проявления со стороны обнаглевших от безнаказанности недорослей, исповедующих самую кровавую и бесчеловечную в мировой истории идеологию.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить