Нужно ли водителю быть трезвым на все сто?

Страсти по нулю, или Нужны ли нам промилле?

Инициатива Дмитрия Медведева, когда он еще находился на посту президента, вылилась в закон, который стал причиной больших споров в обществе: нужно ли водителю быть трезвым на все сто? Вернее, на все ноль, если измерять в промилле. Цифры — вещь упрямая. Статистика ДТП, заставляет сделать очень необычные выводы и ответить на вопрос почти однозначно.

"Вы почему кефир не кушаете, что, не любите?", — спрашивал герой Фрунзика Мкртчана у влюбленного по уши Мимино в одноименной данелиевской комедии. Тогда так и осталось неизвестным: любит ли кефир "мимин, который кур грузил". Однако если бы его спросили сейчас, то законопослушный гражданин должен был бы ответить на провокацию единственным образом: "люблю, даже очень, но мне скоро за руль". Недавно на улицах Москвы и еще нескольких крупных городов появились билборды на которых изображены бананы, хлеб и кефир. На рекламных баннерах сообщалось, что во всех этих привычных нам продуктах содержится алкоголь. Пусть маленькая доза, пусть явно не хватит чтобы опьянеть, но что содержится — факт. Употребление этой гастрономии никак не повлияет на стиль вождения и не будет связано со случившейся аварией, но при проверке на алкотестере, умный приборчик покажет, что водитель нетрезв и автолюбитель запросто может лишиться прав года на полтора-два. "Давайте вернем промилле!", — предлагают авторы хлебо-кефиро-банановой акции, но их словно не слышат, как и тысячи других автолюбителей.

Читайте также: Сами налили — сами штраф возьмем?

Автором инициативы "опуститься до нуля", то есть законодательно запретить любое содержание алкоголя в крови для водителей, стал нынешний премьер Дмитрий Медведев в свою бытность главой государства. Доводы премьера понятны: количество автомобилей растет непреклонно, а параллельно растет число граждан, которые оказываются за рулем пьяными. Однако на деле, такая благая инициатива не сыграла на руку ни водителям, ни пешеходам. До применения "нулевого порога" в России было разрешено не принимать никаких мер к водителям, чей показатель на алкотестере составлял не более 0.3 промилле в выдыхаемом воздухе. Теперь, даже 0.1 промилле считается показателем опьянения и лишает прав. Для сравнения: 50 грамм водки, выпитой водителем примерно за полчаса до теста, отобразятся на экране прибора в виде 0.47 — 0.55 промилле. То есть, чтобы не превысить показателя в 0.3, остается только помазать водкой губы и отправляться восвояси из веселой компании за руль, что, как говорится, для русского человека фантастика. Есть еще один фактор — погрешность прибора. Для алкотестеров, которые находятся в руках у ГИБДД, такая погрешность может составлять около 0, 047 промилле, то есть, при определенных условиях (скажем если водитель выпил кефир)прибор может показать, что человек за рулем нетрезв. Кроме того, законодательно никак не учитываются условия, при которых прибор может соврать: особенности организма, температура окружающей среды, да и многое другое. У водителя, по большому счету, не остается выхода: приходится ехать на медосвидетельствование, теряя время, ведь за отказ от прохождения теста в стационаре можно потерять права, так что желающих "включить умного" находится немного. Ну и опять, от человеческого фактора, здесь тоже никуда не деться. Ходят рассказы о сотрудниках ГИБДД, которые кладут в трубку алкотестера ватку, смоченную в спирте или капают на прибор несколько грамм водки — результат стопроцентный. Впрочем, как говориться, не пойман…

Поразительно, что против закона о "полном нуле" выступила статистика ГИБДД, которая никак не связывает увеличение ДТП с количеством пьяных водителей. Цифры — вещь упрямая, так что смотрим. ГИБДД опубликовало официальный отчет о количестве дорожно-транспортных происшествий за 2012 год. Согласно данным ведомства, количество аварий, которые произошли по вине нетрезвых водителей — это всего 7.2 процента от общего числа ДТП. Чтобы понять масштабы, можно привести цифры аварий, которые вызваны (и это доказано расследованиями) неудовлетворительным состоянием дорог — 21 процент от общего числа ДТП (42.7 тысяч аварий). Что касается гибели людей, то в последнем случае погибло в трое больше, чем по вине пьяных водителей. Получается, что из-за нетрезвых за рулем, которые становились причинами массовой гибели людей, "прав лишили" буквально всю страну. По сути, если законодатели опираются на количество репортажей в СМИ о "пьяных" трагедиях на дорогах по всей стране, а не на общественное мнение этой самой страны или, хотя бы, на статистику ГИБДД, то об объективности такого законотворчества говорить не приходится. Можно ли назвать человека пьяным в общепринятом смысле слова, если прибор показал 0.3 промилле? Специалисты говорят, что ни в коем случае. Получается, что поставив всего одну цифру, рядом с "одиноким нулем", мы если и не избавимся от действительно нетрезвых водителей, то хотя бы защитим тех, кто, как говорится, "ни капли в рот". К примеру, в крови водителя, который в ноябре прошлого года насмерть сбил пятерых детей и двух педагогов на автобусной остановке в Москве, нашли 2.78 промилле, что так же далеко от значения в 0.3, как земля от луны.

Читайте также: Российская борьба за промилле

Законодатели пока никак не реагируют на "стоны народа" и вводить допустимое содержание алкоголя в крови водителей не спешат. Скорее всего, за дело нужно снова взяться Дмитрию Медведеву, который, уж точно известно, очень любит кефир.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить