В Саратове для убоки снега привлекают студентов и бизнесменов

Коммунальные прорывы - головотяпство со взломом

Недавно в Саратове для уборки снега с городских улиц привлекли студентов нескольких вузов. Заодно глава городской администрации обратился за помощью еще и к бизнесменам. А ведь основания таких действий крайне сомнительные — и с точки зрения рыночной экономики, и даже Уголовного кодекса. Итак, чем могут грозить такие "коммунальные прорывы"?

На днях в Саратове, страдающем от последствий сильных снегопадов, глава местной администрации Алексей Прокопенко заявил: "В то время как сотрудники городских коммунальных служб устраняют лед и снежную массу на дорогах Саратова, социально ответственным бизнесменам и молодежи вполне под силу подключиться к уборке тротуаров".

Кого уважаемый сити-менеджер имел в виду под "молодежью", выяснилось чуть позже. "Мы должны привлекать студентов вузов, предпринимателей там, где эта помощь нам требуется, — сказал чиновник. — В городе есть пример подобной работы. Студенты аграрного и технического университетов принимают активное участие в расчистке отдельных улиц". Позже глава городской администрации поблагодарил студентов и руководителей СГАУ и СГТУ Николая Кузнецова и Игоря Плеве за активное участие в благоустройстве Саратова.

Читайте также: Тарифы ЖКХ сначала поднимут, потом заморозят

А в душе автора данной статьи повеяло чем-то знакомым. Правда, без особой ностальгии. Вспомнилось, как поступив в вуз в советское время после успешной сдачи одного-единственного экзамена (удалось реализовать полученную в школе золотую медаль) его в вестибюле тут же взяли под белы ручки ушлые представители комитета комсомола. И тут же дали направление в "рембригаду", занимавшуюся подсобно-строительными работами в одном из учебных корпусов.

Самое интересное, что вступительные экзамены проходили в июле, приказ о зачислении был подписан месяцем позже, стипендию же стали начислять лишь с 1 сентября. Но сии обстоятельства ничуть не помешали вузовскому начальству использовать обалдевшего от быстрого поступления абитуриента в качестве бесплатной рабсилы. Видимо, чтоб жизнь медом не казалась — сверстники еще пыхтят на экзаменах, а ты будешь дома прохлаждаться?!

Впрочем, и после поступления отношение к полноправным студентам изменилось мало. Нас привлекали на дневные "дежурства" в корпусах, в общежитиях, с освобождением от занятий, для тех же подсобных работ на вечно незавершенных стройках родной альма-матер. Это не считая традиционных "поездок на картошку" в подшефные колхозы осенью — минимум, на месяц.

Учившиеся с нами на одном курсе товарищи из братской Северной Кореи утешали нас рассказами о своей стране. Оказывается, там каждую неделю для всякой-разной "гнилой интеллигенции" партия и правительство устраивают так называемые "пятничники" — когда вся эта "прослойка" выходит на улицы и начинает их мести-убирать. Что б, значит, не зазнавалась — и от народа не отрывалась.

Но, странное дело, однокурсники-корейцы в СССР "на картошку" не ездили. Видно, посольству были даны строгие инструкции не допускать транжирства немалых средств, выделенных на обучение молодежи за границей отвлечением ее на посторонние дела. Что, в общем, не очень удивительно. Как-то раз, уже в 90-х на глаза попалась заметка одного российского "студента 40-х годов". Больше всего запомнилась из нее фраза: "Посадить нас, "как врагов народа", конечно могли, но чтобы отправлять вместо занятий на поле картошку убирать — за такое скорее уж ректора "врагом народа" объявили бы".

Конечно, в те времена полукрепостные крестьяне сами справлялись с сельским хозяйством, да и вузов было поменьше, чем ныне. Но, все равно, подход весьма знаковый, "пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник": если ты учишься, так учись, а не отвлекайся на посторонние вещи. Потом ведь, стоя за операционным столом или у пульта атомной электростанции, не станешь оправдывать свою ошибку тем, что пропустил материал (или прошел его в "сжатом виде") из-за колхозной картошки. Ну, а с ошибками во времена товарища Сталина было пожестче, чем ныне.

Конечно, при Хрущеве и Брежневе, вместе с либерализацией режима, начался настоящий бардак. Студентов вместе с интеллигенцией стали использовать в качестве бесплатной (точнее, оплаченной за счет бюджета) рабсилы. Преимущественно — в качестве сезонных рабочих на сборе урожая. Ну и, конечно, вполне в духе корейских товарищей — чтоб "белой костью" себя не чувствовали, не превозносились над "гегемоном", рабочим классом.

С тех пор как времена СССР канули в Лету, прошло уже больше 20 лет. И российское сельское хозяйство чудесным образом, без административногопринуждения, вдруг перестало требовать у городских "шефов" массовых приездов осенью. А отвлечения студентов на уборку сохранились разве что в недалеко ушедшем от Союза Узбекистане — при сборе хлопка.

Однако ж, нет-нет — и в очередной мудрой чиновничьей голове всплывет не менее мудрая мысль: "А чего бы этих бездельников не задействовать на общественно-полезных работах?" Той же уборке снега, например.

А на каком основании, собственно?! Обладателям студбилетов оплатили их труд на уровне ставок дворников? Заключили с каждым срочный трудовой договор на основании собственноручно поданных заявлений, сделали запись в трудовой книжке? Очень сомнительно. Скорее всего, просто руководители вузов, после соответствующей "накачки" городской властью, просто дали соответствующую команду деканам, а те — студентам, браться за лопаты.

Собственно, если это произошло в учебное время — то сие является "нецелевым использованием государственных средств", выделенных в данном случае из госбюджета на подготовку будущих специалистов. Если после занятий, в свободное время студентов, — то такое нельзя квалифицировать иначе, как принудительный (или, попросту, "рабский") труд, без приговора суда являющийся преступлением. И оба эти варианта являются предметом статей 285.1 и 127.2 Уголовного кодекса РФ, соответственно.

Можно конечно, сослаться на статью 4 Трудового кодекса, согласно которой нельзя считать принудительным трудом "работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части". Ну так, если, скажем, мусоровозы забастуют — для горожан тоже возникнет "чрезвычайная ситуация". Но это ж не повод вместо решения проблем коммунальщиков всех граждан заставлять тачками мусор вывозить?

Конечно, на это могут возразить: "Но ведь убирать улицы кому-то надо, если штатные дворники не справляются?" Безусловно! Но неужели у городской власти нет ни дополнительных денег, ни человеческих резервов, кроме привычного с советских времен использования "административно-командных методов"? Есть же центры занятости, многие посетители которых — здоровые мужики, не просто могущие, но обязанные работать по направлению служащих "бирж труда", чтобы не потерять пособие по безработице. Есть близлежащие военные части, солдаты в которых явно не все время занимаются боевой учебой и политзанятиями. Да, наконец, можно найти немало физически крепких "бомжей", которые в течение дня сами жаждут повода "заработать на бутылочку". В конце концов, для чего городские жители платят налоги в городскую казну? Чтобы потом их же "мобилизовывали" на выполнение работ, которые не могут организовать в рабочем режиме "слуги народа", получающие от этого самого народа зарплату?

Читайте также: Зима нечаянно нагрянет, когда ее совсем не...

Конечно, есть по настоящему "чрезвычайные ситуации", требующие таких же чрезвычайных мер, в том числе, и их преодоления "всем миром". Но, во-первых, для их объявления для начала хотя бы Указ президента нужен. А во-вторых, пословица "Нам мешают снег зимой, жара летом, дожди весной и осенью" издавна иронизировала над теми руководителями, для которых "чрезвычайщина каждый день".

А так, в современном мире принята специализация. И рыночная экономика. Вспоминается, как герой романа Эптона Синклера "Автомобильный король", простой рабочий на заводе Форда, панически боялся идти на "больничный", который ему оплачивали и даже доктора домой направляли, чтобы не простужался по дороге. Но работяга знал: если на конвейере без работника могут обойтись больше нескольких дней — зачем ему вообще зарплату платить?!

Но, похоже, рыночная логика еще долго будет пробивать себе дорогу в головах некоторых чиновников. Для бизнесменов "время — деньги"? Не беда — помогите нам "за счет сознательности" снег убрать! Студентам учиться надо? Тоже не страшно — потом наверстаете! А что такая логика оправдывает и обычный прогул лекций и семинаров по вине самих студентов, общее нерадивое отношение к учебе — ерунда, нам ли привыкать к "двойным стандартам"?

Помнится, великие сатирики Ильф и Петров писали в свое время о "головотяпстве со взломом". Увы, схожие мысли приходят в голову и при сообщениях о "коммунальных прорывах" описанного выше пошиба.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить