Геннадий Гончаров рассуждает об обществе потребления

Гончаров: дауншифтинг — это тоже крайность

Все человечество можно условно разделить на две группы: людей, помешанных на вещах, и людей, живущих по толстовской философии опрощения, называемых на Западе дауншифтерами. Это крайности общества потребления. А можно ли каким-то образом придерживаться "золотой середины"? Над проблемой размышляет основатель Московской школы гипноза Геннадий Гончаров.

Французский философ Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard) полагал, что "обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа". Мы не ставим своей задачей углубляться в его тяжеловесный постмодернистский труд, где автор критикует не столько потребляющих, сколько само общество потребления. Наряду с общими местами есть у мыслителя подлинные откровения. В частности, члены общества потребления пребывают в состоянии хронического стресса, как из-за жестокой конкуренции между им подобными особями, так и из-за возрастающего давления со стороны маргиналов. Отсюда у среднего европейца чувство вины и незащищенности, что позволяет "понаехавшим" вести себя так, словно они все здесь скупили.

Русский перевод книги Жана Бодрийяра La Société de consommation вышел вовремя. После окончания постсоветского периода, когда большая часть населения бывшего СССР старалась выжить, а кучка дельцов превращалась в нуворишей, Россия постепенно осваивала новую для себя роль. Жители обеих столиц и крупных городов осваивали роли о которых мечтали советские мещане, когда смотрели по телевизору программу "Международная панорама". Часть телезрителей не слушала политические нотации, а жадно вглядывалась в картинку на экране. Вся "политика" воскресной телепередачи сводилась к тому, что на следующее утро в коллективах обсуждали: "Видел, как одет их безработный? Да на нем джинсы и дубленка лучше, чем у нашего завмага!"

Читайте также: Алкоголь пробуждает древние инстинкты

Это была прелюдия общества потребления. Вещизм, вызванный вечным советским дефицитом качественных товаров. С этой целью приобретали или, как тогда говорили, "доставали" книги. В настоящем обществе потребления эта макулатура не нужна, разве что пара-тройка бестселлеров модных литераторов. Но в "самой читающей стране в мире" книги выставлялись напоказ, как сейчас дорогие лимузины. Достать билет в престижный театр — тоже из этой серии. Это показывало возможности человека, но не финансовые, на которые обратило бы внимание ОБХСС. И вот россияне дожили до мессианского прихода общества потребления, от которого, как от столбняка, нет иммунитета.

"Мы живем в мире сплошного потребления, — сказал в интервью "Правде.Ру" руководитель Московской школы гипноза Геннадий Гончаров. — Каждый день мы видим рекламу на экране телевизора, что купите такое-то лекарство, вот это поможет. Конечно, нас фактически зомбируют. Дело в том, что гипнотическая программа в человеке формируется, если он 8 раз увидел или услышал какую-либо рекламу. После этого он уже практически не может противостоять. В мозгу человека возникает своеобразный очаг, доминанта, когда клетки возбуждены посредством той же рекламы, и человек пока не купит, не успокоится. Поэтому многие люди едут в супермаркеты и испытывают там своеобразное удовольствие, наподобие оргазма, когда они покупают абсолютно ненужную вещь. Потом только, спустя какое-то время они понимают: а зачем мне это нужно, зачем я купил эту мягкую игрушку, зачем я купил целую корзину различных ненужных вещей, которые совершенно никогда не будут использованы? Только тогда приходит вот это пробуждение".

 

 

Прошло уже года четыре, а то и пять, когда выступавшие по телевизору чиновники рассуждали о сокращении рекламы на государственном ТВ. Помню их обещания всеми силами способствовать этому шагу, правда с оговорками, сделать это постепенно, поскольку подписаны долговременные контракты и прочие "отмазки". За это время произошло единственное "улучшение" — рекламу пива стали демонстрировать в поздние часы.

"Мы находимся в таком своеобразном сне под действием рекламы. Происходит торможение в коре головного мозга, и возникает очаг возбуждения — купи вот эту вещь, к примеру. На этом строятся все принципы. Самоосознание, защита от такой навязчивой рекламы, когда мы осознаем, кто мы есть, осознаем свою личность, и мы понимаем, что сделать надо только то, что должно быть сделано. Мы понимаем, что у нас есть какая-то необходимость в чем-либо. В таком случае сразу формируется и защита. Но против потребителей работают огромные корпорации, нельзя об этом забывать. Разрабатываются новые психологические приемы, используются НЛП, используются механизмы кодирования и зомбирования. Допустим, приводится какая-то очень яркая картинка, которая запоминается. Человеку она снится, наутро он просыпается и не может без этого спокойно жить", — поясняет Геннадий Гончаров.

Читайте также: Кризис отбросит мир в Средневековье

Если раньше телевизор был просто "ящик", то теперь он мутировал в "зомбоящик". Геннадий Гончаров раскрывает механизм превращения в жертву общества потребления: "Многие люди бредят какими-то различными образами. Вот я хочу красную "Мазду". Человек ходит по улицам, присматривает такую же себе машину, потом займет деньги и в конечном итоге это купит. Вот это пример воздействия таких ярких, красочных образов. Это узнаваемо, потому что каждый день мы видим рекламу автомобилей или рекламу лекарств. Как я уже сказал, защита должна быть у человека. Нас так создавали, что у нас есть 10 заповедей. Соответственно, даже библейские заповеди в какой-то мере. Может, это неуместный пример, но если сосредоточиться на них, мы начинаем понимать, что оказываемся в таком своеобразном коконе, можем остановиться и подумать: зачем мне это, для чего я это делаю, что мне это даст? В таком случае эта маленькая пауза позволяет разрушить навязчивое воздействие окружающего мира".

Скорее всего, человеку разумному, а не просто "гомо сапиенсу", не следует бежать из одной крайности в другую, от страсти к шоппингу в аскетизм. Как отметил в беседе с корреспондентом "Правды.ру" Геннадий Гончаров, "желание потреблять, желание купить что-либо, конечно, стимулирует и развитие общества, и развитие личности, и развитие страны. Но нужно избрать такой срединный путь — позволять себе иногда под личным контролем совершить какие-либо покупки. Может, это выезд будет с ребенком в выходной день, но это не должно быть навязчивой манией — лишь бы что-то купить. Если мы приступим к самоосознанию, то в конечном итоге, мы сможем отделить личные потребности от навязанных нам".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить