Законопроект об отмене в России "сухого закона" для водителей

"Сухой закон" - только для велосипедистов

В РФ пришли к выводу, что водительский "сухой закон" не очень справедлив: у большинства людей алкоголь является продуктом метаболизма. В поддержку документа, отменяющего "0,0-0,0 промилле", выступили премьер и ряд ведомств. Насколько оправдана эта мера и как обстоят дела с водительскими промилле за рубежом, разобрался журналист "Правды.Ру".

В течение двух лет российские водители должны были садится за руль не просто абсолютно трезвыми, но и не имеющими "на выхлопе" ни единой десятой доли алкоголя. И вот МВД и Министерство транспорта поддержали законопроект о возвращении предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителя на уровне 0,2-0,3 промилле. Вдобавок депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, согласно которому автомобилисты, повторно попавшиеся на вождении в состоянии алкогольного опьянения или при действующем лишении прав, будут привлечены к уголовной ответственности.

Автором законопроекта выступил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Пока еще рано кричать "свершилось". Но лед уже тронулся. Премьер России Дмитрий Медведев готов пересмотреть свою точку зрения, при условии, что ему "все объяснят". В ближайшее время, пишут "Известия", Медведеву направят письмо, в котором будет изложено компетентное мнение ведущих наркологов страны.

Напомним, спорным "сухой закон" был признан потому, что у большинства людей алкоголь является продуктом метаболизма организма. В ряде случаях содержание этанола в крови может достигать 0,15 промилле. Кроме человеческого, существует еще и технический фактор. В Германии, где запрещено водить автомобиль (статья о нарушении общественного порядка — Ordnungswidrigkeit) при наличии у водителя свыше 0,5 промилле, в частности, первыми обратили внимание на то, что некоторые приборы для измерения уровня алкоголя в крови имеют серьезные технические погрешности. Проводились опыты, во время которых сравнивались показания разных приборов между собой и анализом крови, сделанных в лаборатории. Все показатели в разной степени отличались друг от друга.

Во всех странах сурово борются с выпившими водителями. Подход к этому дифференцированный. Что, собственно говоря, и подразумевает новая законодательная инициатива по части наказаний, если нарушитель попадается уже не в первый раз. Некоторым комментаторам это напоминает дырки в талонах, которые пробивали советские гаишники. И эта мера кажется вполне разумной. Напрасно некоторые эксперты высказываются в том духе, что это приведет к злоупотреблению со стороны инспекторов ГИБДД. Мол, увидев, что у водителя осталась до лишения прав всего-то "одна дырочка", он всячески будет глумиться над своей беззащитной жертвой, вымогая у него более значительную сумму денег. Тут или водитель-лох, не сумевший вовремя договориться с "предшественниками" инспектора, либо злостный нарушитель, которого не грех рублем наказать по полной. А в целом, это вопрос скорее о злоупотреблениях и взятках, а не о "недоработках" закона.

Посмотрим, как действует градация ужесточения ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде, наказания водителей, по вине которых погибли пешеходы или другие водители, в других странах. В Германии (где ноль-ноль промилле законодательно установлено с 1 августа 2007 года исключительно для начинающих велосипедистов, под которыми подразумеваются люди до 21 года) действуют три дифференцированных правила: свыше 0,3 промилле, свыше 0,5 промилле и свыше 1,1 промилле. Если нет признаков неуверенной езды и наличии 0,3 промилле наказание не предусмотрено вообще. При неуверенном вождении авто при 0,3 промилле — 7 баллов и лишение прав сроком от полугода до 5 лет, в случае аварии, в зависимости от тяжести последствий возможны также денежный штраф или лишение свободы до 5 лет.

В случае, когда у водителя обнаружено 0,5 промилле — ему грозят уже тогда, когда явных признаков неуверенного вождения нет. В этом случае виновный может сравнительно легко отделаться 4 баллами и до 3 месяцев лишением водительских прав, денежным штрафом до 3000 евро. А вот, не приведи Господи, случится авария! Что касается начисления баллов, то это тоже способ разграничить степень серьезности вины водителя, чтобы не наказать слишком сурово менее виноватого, от нарушителя, который заслужил получить по полной.

Подобная картина и в других странах Еврозоны, где всего в четырех странах действуют пресловутые 0,0 промилле. В Румынии за это нарушение наказывают денежным штрафом в 200 евро и лишением прав на 90 суток. А вот уже в Словакии наказание уже ощутимее: 230 — 1000 евро; лишение водительских прав до 5 лет. В соседней Чехии тоже не либеральничают с нарушителями и берут с них от 975 до 1.950 евро штрафа или на год — два лишают прав. Самый гибкий подход демонстрирует Эстония: 0,1-0,24 промилле и пойманного лишат 385 евро или прав от месяца до полугода; 0,25-0,74 промилле — и штраф вырастает до 1.154 евро или года лишения прав; свыше 0,75 промилле, в зависимости от административного или уголовного права вплоть до трех лет тюрьмы.

К слову, самая высокая доза в 0,8 промилле допустима в Великобритании, Ирландии и на Мальте. На дорогах туманного Альбиона езда в нетрезвом виде больше бьет по карману автовладельца (до 6 тысяч евро), чем выталкиванием в ряды лишенных прав (от полугода до года), то на средиземноморской Мальте скорее отберут права, чем залезут в ваш кошелек.

Читайте также:

Публичное пьянство спрячут в кулек

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить