АПЛ "Северодвинск" снова не смогла выйти в строй

"Северодвинск": до 2013 года в Северодвинске

Российским корабелам сейчас плакать хочется: многочисленные интернет-СМИ пишут, что многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" проекта 885 "Ясень" будет принята на вооружение не раньше 2013 года. Увы, в ходе испытаний ядерный реактор подлодки не выдал требуемой мощности. Кроме того, лодка не обеспечивает необходимый уровень шумности.

С такими серьезными недостатками корабль на вооружение флота, конечно, никто не примет. СМИ сообщают, что у военных есть и еще более серьезные претензии. Так, в настоящее время не завершен контракт на поставку для АПЛ проекта "Ясень" новых самонаводящихся торпед, производством которых занимается завод "Дагдизель". То есть новой торпеды с требуемыми характеристиками, под которую, по большому счету, и строился "Северодвинск", до сих пор нет в природе.

Читайте также: "Ясени" и "Бореи" как в воду канули

"То изделие, которое было создано, является взрывоопасным и потому не может быть использовано для вооружения подлодки!", — цитируют СМИ слова одного из ответственных представителей оборонно-промышленного комплекса.

В случае, если задержка поставок торпед "Дагдизелем" продолжится, субмарину "Северодвинск" вооружат торпедами старого типа, стоявшими на вооружении подлодок проекта 949А "Антей" (к которым, например, принадлежал атомоход "Курск"). Торпеды явно устаревающие. Ну что за невезуха такая у новой лодки?

"Северодвинск" — действительно очень "невезучая" подлодка. Закладка будущей боевой единицы с оперативно-тактическим номером "К-329", российской многоцелевой атомной подводной лодки четвертого поколения, заводской номер 160, головного корабля проекта 885 "Ясень", состоялась на предприятии "Севмаш" в Северодвинске еще 21 декабря 1993 года — в прошлом веке.

Сами помните то время: развал СССР, расстрел парламента, в стране жуткое безденежье… До подлодок ли было России тогда? Строительство новой АПЛ застопорилось. И лишь к самому концу 90-х, когда жизнь в стране стала более или менее налаживаться, на верфи вновь началась работа.

Сроки сдачи лодки переносились не один раз. Было назначено аж пять дат, в которые должно было уложиться строительство субмарины. Но все как-то мимо. То индусы потребуют у "Севмаша" направить все силы на ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", то всех сварщиков "бросают" на строительство нефтедобывающей платформы "Приразломная"…

Наконец-то 20 октября 2009 года на лодку прибыл экипаж. 22 декабря того же года было подписано соглашение между ОАО "Севмаш" и администрацией Северодвинска о шефстве над экипажем. В марте 2010 года завершились электромонтажные работы и работы по укладке кабеля. 15 июня 2010 года подлодка "Северодвинск" была выведена из эллинга 55-го цеха "Севмаша".

На церемонии присутствовал президент Дмитрий Медведев. Ну, а 24 июня 2010 года "Северодвинск" все-таки был спущен на воду из передаточного дока. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания… И вот, почти за год испытаний выявлено столько серьезных замечаний, что сложно представить, когда заводчане смогут их устранить…

Тем временем в настоящее время также ведется строительство подлодки "Казань", разработанной по модернизированному проекту 885 М. В общей сложности до 2021 года ВМФ России должен получить семь или восемь подлодок проекта 885.

Впрочем, теперь эти планы выглядят уже как-то сомнительно. Вон, даже головной "Северодвинск" в строй никак вступить не может. Раньше, до выявления серьезных замечаний, планировалось ввести лодку в боевой строй флота к концу 2012 года. Теперь понятно, что это произойдет не раньше 2013 года…

Напомним, что АПЛ проекта "Ясень" в подводном положении способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на 600 метров и находиться в автономном плавании до 100 суток. Экипаж корабля состоит из 90 человек, включая 32 офицеров. Подлодки проекта разрабатывались в соответствии с требованиями пониженной шумности, но, по-видимому, что-то с этим не получается…

Заметим для справедливости, что если с новостроящимися лодками у нас все не клеится, то с качественным ремонтом боевых подводных кораблей — наоборот. В понедельник, 13 августа, в заполярную базу подводников Гаджиево вернулся ракетный подводный крейсер "Новомосковск" проекта 667 БДРМ.

С апреля 2007 года подлодка проходила ремонт и модернизацию в Северодвинске на верфи "Звездочка". В конце 2011 года в состав Северного флота вернулась и другая подлодка проекта 667 БДРМ — "Верхотурье". Сейчас на "Звездочке" приступают к ремонту еще одной такой же лодки под названием "Екатеринбург".

Читайте также:  Российский флот наращивает мускулы

Кстати, первую подлодку проекта "Борей", "Юрий Долгорукий", ВМФ получил совсем недавно, 29 июля, в День Военно-морского флота. Тогда же была официально принята на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 "Булава". Вторая АПЛ проекта 955, "Александр Невский", должна войти в состав ВМФ в начале 2013 года по завершении испытаний.

Увы, но и тут тоже все может быть не так гладко, как хотелось бы. Контракты на строительство подлодок были заключены примерно с годовым опозданием еще на этапе запуска программы. Сообщалось о срыве сроков подписания контракта на закупку очередной партии "Бореев". Промышленности и правительству не удалось быстро договориться о ценах на подлодки…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить