Затопленное японское судно "Реу Ун Мару" моряки сравнивают с "Летучим голландцем"

Американцы утопили японскую "Удачу"

Накануне японское рыболовецкое судно "Реу Ун Мару" было расстреляно кораблем береговой охраны США и затонуло примерно в 280 километрах от береговой линии Аляски. Можно было бы ужаснуться этому сообщению, если бы японское судно не было бы "призраком". Год назад после разрушительного землетрясения и цунами в Японии судно унесло в открытое море. Плавучий "призрак" был затоплен по всем морским традициям.

Напомним: жертвами землетрясения в Японии в марте 2011 года стали 15 854 человека, еще 3 167 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Более 350 тысяч японцев лишились крова. Его последствия ликвидируют в Стране восходящего солнца до сих пор. Получается, что потопление японского траулера — тоже как бы часть ликвидации последствий.

Читайте также: Американцы утопили японский корабль-призрак

Понятно, что решение об уничтожении траулера, название которого, между прочим, переводится на русский как "Рыбацкая удача", американские морские пограничники объясняют тем, что "призрак" представлял значительную угрозу для навигации. И это действительно так: болтающийся по волнам в открытом море, да еще в районах активного мореплавания неуправляемый железный "утюг" крайне опасен для всех кораблей и судов.

"Призрачное" судно за год пересекло Тихий океан, добравшись от японского острова Хоккайдо до американской Аляски. Когда американская береговая охрана вычислила дальнейшую "судьбу" японской "Удачи", опасность почувствовалась еще острее. Судно начало гнать волнами и ветрами прямо к побережью Аляски со скоростью около двух миль в час. А оно американцам надо? Кто знает, что может случиться, если "беспризорное" судно выкинет на скалы Аляски? И они начали действовать так, как это рекомендуют Международное морское право.

Американцы связались с японским владельцем судна. А тот возьми от своей "матчасти" и откажись — это было очень старое судно, уже подготовленное к утилизации, из него выкачали почти все топливо, сняли ценное оборудование. Организовать буксировочные работы оказалось дороже, чем утопить. И владельцы "Рыбацкой удачи" дали официальное "добро": топите!

Представители местных властей заранее предупредили капитанов морских судов и пилотов самолетов, маршруты которых пролегали в непосредственной близости от места проведения операции по затоплению корабля, о риске нахождения в этой зоне.

Кстати, ожидавшее утилизации судно смогло не только устоять после мощнейшего землетрясения и цунами и год проболтаться по океану, но еще и долго сопротивлялось американской береговой охране. Японский траулер затонул только через несколько часов после второго залпа из 50-миллиметрового орудия. Первый же выстрел из 25-миллиметровой пушки лишь накренил "корабль-призрак", оставив его на плаву и вызвав на его борту пожар.

Во всей этой истории был и еще один интересный момент. Капитан канадского судна, проходившего мимо места действия, упросил американских пограничников подождать немного, чтобы дать ему подумать. По нормам Международного морского права, да и по морским традициям, капитан, который берет на буксир брошенное или бесхозное судно, получает все права на него. Но канадец все-таки отказался от этой затеи. Думал он, наверное, с помощью калькулятора — ведь недешевая это операция, буксировка морем. А может быть, вспомнил морские суеверия — японская "Рыбацкая удача" чем-то напомнила ему легендарный "Летучий голландец"…

Моряки, активно обсуждающие эту тему на интернет-форумах, ни раз вспомнили легенду о "Летучем голландце". По преданию, этот парусный корабль-призрак не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают его издалека, иногда он окружен светящимся ореолом. Согласно легенде, когда "Летучий голландец" встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с "Летучим голландцем" считалась плохим предзнаменованием. Наверное, это тоже в какой-то мере подвигло американских пограничников потопить несчастливую японскую "Удачу".

Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Декен (или, по некоторым версиям, Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вез на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил ее суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных. Затем он поклялся, что никто из команды не сойдет на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдет вечность.

Этим Ван дер Декен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлек на свой корабль проклятие. Теперь он бессмертный и неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречен бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Декен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить "Летучий голландец" и его экипаж. Вот такая история.

Кстати, моряков считают на всей планете чудовищно суеверными. Приметы и суеверия у моряков действительно порой выглядят очень странными, а некоторые из них даже трудно объяснить. Ну вот, например. Выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, должен быть перенесен под любым предлогом. Количество орудийных залпов морского салюта всегда нечетное. Судно, сменившее название, преследуют неудачи. На палубу принято ступать только правой ногой. Кроме того, на ней ни в коем случае нельзя плеваться и свистеть. Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

Читайте также: "Нерпа" окончательно стала индийской

Или вот такие суеверия. Уронить на борт ведро или швабру — дурная примета. Если прибить подкову над дверью капитанской каюты, то кораблю будет сопутствовать удача. На русском флоте подкову чаще всего вешают концами вниз. Моряку нельзя стучать по стеклянному стакану, если он зазвенит -- это сулит смерть в морской воде.

В судовом журнале не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет. В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель. Среди некоторых людей (особенно женщин) популярна примета, по которой прикоснуться к воротнику моряка значит привлечь удачу.

Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле — к счастью. Кот, особенно черный, считается у моряков счастливым животным. Они также верят в примету относительно покидающих судно крыс — и не без оснований: известно, что эти грызуны не терпят сырости, и если они бегут, то на корабле открылась течь.

Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу. Ну вот, на этом и закончим — на удаче. Завершать беседу или монолог на оптимистической ноте — это тоже, между прочим, морская традиция!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы индия
Обсудить