Флешмобы стали новой формой самоорганизации людей

Флешмоб: шутка делу не помеха

Что бы мы ни слышали о флешмобе, в массовом сознании он всего лишь развлечение — смешное абсурдное действо, имеющее своей целью вызвать удивление тех, кто "не в теме". Реакция людей на флешмоб ближе к добродушному любопытству, чем к раздражению или агрессии. Точно так взрослые смотрят на расшалившегося ребенка. Но так ли он прост, как кажется?

Споры относительно того можно ли расценивать акции мобберов как искусство, быстро утихли, хотя, безусловно, флешмобу присущи некоторые черты перформанса. Теперь в нем скорее видят не арт, а средство, с помощью которого люди выражают свое мнение, а порой и добиваются конкретных целей. По словам теоретика флешмоба, социолога Говарда Рейнгольда, следующую социальную революцию совершит "умная толпа" при помощи новых коммуникационных технологий.

Читайте также: Воздушный конфликт крепнет в Рунете

Изобретенное Рейнгольдом понятие "умной толпы" (смартмоба) лежит в основе флешмоба и подобных акций. Смартмобы — это формы самоорганизации при помощи интернет-ресурсов и мобильной связи, которые позволяют незнакомцам, объединенным одной идеей, добиться определенных целей. Последователи Рейнгольда взяли одно из направлений флешмоба, придумали определенные правила и стали его развивать. С каждым годом движение растет, привлекая новых участников.

Несмотря на отдельные обвинения в провокационной идеологии, нарушениях общественного порядка и даже хулиганстве психологи утверждают, что флешмоб полезен. По словам психиатра Лизы Вагнер, участие во флешмобах может помочь человеку избавиться от чувства одиночества и депрессии, уйти от повседневной рутины, побороть комплексы. Они даже похожи на психологические тренинги. "Флешмобы помогают человеку выйти за пределы стереотипного поведения, стряхнуть с себя чужие правила и чувствовать себя при этом под защитой группы единомышленников", — считает психолог, директор Института групповой и семейной психологии Леонид Кроль.

Однако есть и те, кого флешмобы тревожат, причем боятся они не того, что их участники нарушают общественный порядок. Скорее они опасаются перспектив использования "умной толпы" в политических целях. Ведь акция, пусть и задуманная по всем правилам, может вылиться в нечто совсем иное, далеко не безобидное. Рано или поздно участникам могут станут тесны привычные рамки. Кроме того, критики движения считают, что флешмобы развивают у толпы чувство превосходства, которое впоследствии может быть направлено против общества и закона. Уже сегодня появились течения, которые близки к флешмобу, но отличаются от него как организационно, так и и идеологически.

Политмоб или социомоб - акции протеста, призванные привлечь внимание к определенным проблемам. Пример: после выборов в Белоруссии в 2006 году несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету "Советская Белоруссия" и начали рвать ее на куски.

Х-моб - акции, участники которых стремятся вызвать у прохожих эффект дежавю или ощущение тихого помешательства. Тем, на чьих глазах разворачивается действо, может показаться, что с ними самими "что-то не так": они видят, как десятки людей одновременно завязывают шнурки, спотыкаются, встречные в телефонном разговоре произносят одну и ту же фразу.

Читайте также: Генная инженерия приходит в соцсети

I-моб — общее название для акций, проводимых в интернете, таких, как опрос, голосование в чью-то поддержку, комментарии. Иллюстрацией может служить интернет-моб под названием "Регулярно!". Пользователей Рунета оскорбил опрос "Вы пьете одеколон, антифриз или моющие средства?" на русской версии сайта ВВС. Они начали яростно голосовать за пункт "Пью регулярно". В результате счетчик, не рассчитанный столь большое количество голосов, несколько раз в день сбрасывался.

Экстрим-моб - название говорит само за себя: акции с оттенком экстремальности. Самый известный пример экстрим-моба — публичный бой подушками.

Фаршинг - акции, основанные на психологическом экстриме. Участникам фаршинга предлагается побороть свои комплексы. Их участники могут, надев пачку и колготки, изображать балерину, прилюдно брить ноги, в форме спасателя делать искусственное дыхание курице.

Так что же такое флешмоб: борьба с депрессиями, веселое времяпрепровождение или опасная вседозволенность? Не секрет, что недавние первые митинги в Москве и других городах России, акции под лозунгом "Мы за честные выборы!" своей массовостью и организованностью обязаны интернету. Сетевое общение, поначалу носившее информационно-дискуссионный характер, сформировало "умную толпу", которая вышла на площади. А это в свою очередь наглядно показало, что новые коммуникационные технологии — сила, которая дает грандиозные возможности.

Как эта сила будет использована и на какие цели будет направлена, зависит от каждого из участников. Флешмоб — это новая ступень в эволюции способов организации людей, а вот куда приведет лестница — вверх или вниз — зависит от каждого.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Елена Шундикова
Елена Шундикова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить