Интервью с парфюмером Жанной Гладковой

Жанна Гладкова: В зеркале запаха

Аромат может превратить женщину в королеву, а может прибавить ей лишние 10 лет. Как найти и носить "свой" парфюм? Чем благоухал будуар мадам Помпадур? Куда исчез натуральный мускус? Об этом и многом другом председатель международного конкурса "Аромат года" Жанна Гладкова рассказала Инне Новиковой в гостях у "Клуба главного редактора" "Правды.Ру".

Смотрите видео

— Жанна, мне удивительно, что гражданка РФ является председателем жюри международного конкурса. Наши парфюмы — это "Красная Москва", "Огни Москвы", их — "Шанель", "Диор". Считалось, что между нами и ними большая разница.

— Ошибочно считалось! Многие компании и известные ароматы имеют российские корни — например, фирмы "Убиган","Любен". Эрнест Бо, создатель "Шанель №5", родился в Москве. Он работал на фабрике Ралле, нынешней "Свободе". Он воевал на Первой мировой войне и хотел вернуться в Россию, но здесь был красный террор, и он перебрался в Париж.

— Я считала, что "Шанель №5" — это Коко Шанель.

— Габриэль Шанель сама не делала аромат, она заказала его. Кстати, в тот момент она была любовницей нашего великого князя Дмитрия, который за участие в расправе над Распутиным был сослан в Турцию. Потом он переехал в Париж. Так вот, Дмитрий дружил с Эрнестом Бо, и он ему сказал: "Моя подружка выпускает коллекцию одежды, и ей нужен аромат". Эрнест развел руками: "Ты знаешь, я для Франсуа Коти делаю аромат тумана, который таинственно окутывает женщину". — "Ты что, тебе деньги не нужны?". Эрнест Бо славился трудолюбием, он на каждый аромат делал до тысячи вариантов. Работа тогда была в самом начале, у него было где-то 25 вариантов. Он взял флакончики с первого по пятый и с 20 по 24-й. Габриэль решила: "Шанель №5" — это строго и изысканно". — "Мадам, этот аромат не доработан". — "Нет-нет, у меня показ 5 мая. Я верю в магию чисел. Выбираем этот". За первые два года продаж она заработала 150 миллионов франков, выплатила ему 10 процентов, он купил себе шикарный дом.

Читайте также: Противостояние Шанель и Диора

— Я застала время, когда все советские женщины пользовались "Шанель №5", а потом настал момент, когда это уже стало неприлично. Потом стали завозить какие-то французские духи, сделанные в Египте. Кстати, многие привозят из Египта масла, духи. Там говорят, что все компоненты всех духов мира — исключительно египетские.

— Это развесистая клюква! Нет в Египте такого изобилия климатических поясов, чтобы там взрастали и бобы тонка, и ваниль, и элеми. Мне одна ученица оттуда привезла сандаловое масло, пахнущее кокосом. Ей сказали, это потому, что деревья растут рядом с кокосовыми пальмами, из-за переопыления. Но сандаловые деревья могут быть только в Индии! Сказки Шахерезады отдыхают. А когда рассказывают про мускус? Натуральный мускус получают из кабарги, а она занесена в Красную книгу.

— А зачем вообще этот натуральный мускус?

— В каждом парфюмерном аромате присутствуют вещества животного происхождения, подобные мускусу и амбре. Физиологи установили, что они аналогичны аттрактантам, которыми мы привлекаем противоположный пол. Аромат усиливает нашу привлекательность многократно. Он рассказывает всем: вот я сегодня такой, подходите ко мне. Если аромат нам нравится, сердце наше трепещет, это значит, что совпало сочетание мускуса и амбры в композиции и наше личное сочетание андростерона и андростанолона, мужского и женского начал. Вещества, которые входят в современную парфюмерию, имеют синтетическую природу, но воздействуют так же, как натуральные. Еще сейчас модно иметь духи с феромонами — веществами, которые влияют на половые взаимоотношения животных. Феромоны делятся на аттрактанты — привлекающие и репелленты — отталкивающие. Если вам мужчина активно не нравится, это действуют на вас его репелленты.

Читайте также: Наталия Касаткина: Балет ужасен без любви

— А я если издалека вижу, что у него кривая физиономия?

— Ароматы сгладят всю некрасоту. Если вы почувствуете запах "вашего" человека, вам через пять минут будет все равно, какая у него физиономия. Даже апокринные железы, которые вырабатывают половые аттрактанты, расположены на носу. Почему мы, прежде, чем заняться сексом, целуемся? Мы принюхиваемся друг к другу. Вообще если запах человека вам неприятен, у вас ничего не может быть с ним. Мы все идем на запах. Есть еще такое понятие, как афродизиаки — эфирные масла растений. Они тоже усиливают нашу привлекательность.

— Вы показываете все время на запястье.

— Чтобы понять аромат, нужно нанести его на запястье. А использовать его надо на открытом месте, прогревающемся, где много сосудов и минимум микроорганизмов. Так вот, запястье. Мы жестикулируем, понравившегося нам человека мы заключаем в объятья, погружаем в ауру нашего блаженного аромата. Запястья играют очень важную роль в адаптации человека, в его позиционировании, в том, как он регулирует свой аромат. Нельзя кутаться в аромат как в кокон. Нужно нанести его столько, чтобы вы могли его контролировать и дозировать.

— То есть на шею не надо?

— На шею можно, там, где сонная артерия, на впадинку между ключицами. Но самое красивое — это запястье и волосы. Мы брызгаем духи в воздух, ныряем под этот "дождик", расчесываем. Ветерок ваши волосы взмахнул, вы встряхнули волосами или головой повели — и пошел нежный флер вашего дыхания. Представьте себе: вы идете, и тут кто-то за вами мягкими лапками своего аромата потянулся — и вы начинаете глазами его искать, хотите к нему прильнуть. Достаточно лишь осветить себя изысканным светом аромата, чтобы люди к вам стремились.

Читайте также: Три мушкетера родились в Болшево

— А в магазинах всегда дают пробовать духи на бумажках.

— Бумажка называется "блоттер". Духи на блоттере — это как фотография аромата. С магазинами сложно: из огромного количества ароматов, которые там соседствуют, возникает так называемый "смесовый аромат". Чтобы понять весь его ужас, представьте, что вы рисуете акварелью и моете кисть в баночке — получается бурая жижа. Поэтому лучше выйти на свежий воздух, чтобы послушать понравившиеся ароматы.

— А если ни один не понравился?

— Вы же не последний день живете! Ходите в магазин, как на работу, слушайте. Прежде полистайте журналы, посмотрите в информацию в интернете. Если в описании аромата или в образе есть что-то, что трогает душу, поставьте галочку, запомните, "примерьте" их. Ведь выбор аромата — ответственное дело, это как цвет и свет. Если вас осветить каким-нибудь цветом взбесившегося салата, вы станете лет на 10 старше. Если вас осветить слегка, мало кто это заметит. Если осветить сильно, то все будут отворачиваться. И еще. Стоит, допустим, у вас лампа с абажуром бордовым, шаляпинским, с кистями, на красивой львиной лапе. Когда он самый красивый? Когда включили лампу. Потому что, только когда лампа включена, видны жар-птицы, вытканные на полотне, возникает красота, которая была сокрыта без освещения. Помните об этом, когда выбираете аромат. Понимаете, мы на еду тратим гораздо больше, чем на аромат, от которого будет замирать душа у нас и у всех окружающих. Хотите быть красивыми, привлекательными, заманчивыми? Не поленитесь — и ваши усилия будут оправданы. Та красота, та сила и тот соблазн, которые дает парфюмерный аромат, ни с чем не сравнятся.

— Как использовать аромат правильно? Одни любимые духи или разные ароматы на разные случаи жизни?

— Чем более эмоциональна женщина, чем переменчивее ее настроение, тем чаще она переодевается, меняет ароматы. Если ваша задача — произвести впечатление деловой женщины, вы выбираете костюм, делаете определенный макияж, укладку, причем интуитивно. Ваша установка вам поможет и выбрать аромат. Лучше этому не изменять, потому что интуиция — это голос Бога, они всегда подскажет, как надо.

— Вот мы выбрали духи, которые на весь день. Мы их потом весь день чувствуем — или нет?

— Носить правильно выбранный аромат — чистой воды альтруизм. Мы же не слышим запах собственного тела, если у нас все в порядке! Но вас должно греть осознание того, что вы совершенно потрясающи. Вы вспоминаете чувства, которые у вас родились, когда вы вдыхали этот аромат. И тогда где бы вы ни появились, что бы вы ни сделали, какую бы глупость ни сказали, все будут говорить: "Ах, какая женщина, какая прелесть!". Вообще природа создала человека нагим и беззащитным, чтобы он развивал цивилизацию, одевал себя, украшал и делал интереснее, наполнял свою внутреннюю сущность. Таков вектор развития цивилизации. Ароматы для человека были всегда важнее всего. 98 процентов информации — это был запах, это было размножение и питание.

Читайте также: Истории любви: морщины от улыбок

ИС: А сейчас сколько процентов?

— Сейчас три процента. И нас это губит: мы невнимательно относимся к созданию нашего ароматического образа. Можно простить растрепанные волосы, размазанную тушь, порванные колготки, но неприятный запах человеку никто не простит на подсознательном уровне.

— Боярский поет: "От дедушки пахло ромашкой и мятой…". А еще, наверное, самогонкой, табаком и потом. А чем пахли первобытные люди, средневековые?

— Еще в начале 20-го века ароматы были более насыщенными, плотными: ведь у женщин не было, дезодорантов. А сейчас мы постоянно принимаем душ, мы вымыты до такой степени, что у нас нет своего собственного запаха. Это хорошо. Зато ароматы появляются только при близких контактах — народу стало больше, мы сейчас гораздо ближе друг к другу. Поэтому современная парфюмерия предполагает прозрачное звучание. В прошлом же приходилось маскировать неприятные запахи тела. Наши предки заходили в речку мыться прямо в костюмах. Я даже думаю, что понятие возвышенной платонический любви средневековья основано на дистанции, потому что таких запахов никакая любовь не выдержит. Рыцарь не приближался к даме, а бросал ей цветок и шел воевать за ее сердце. Любовница Людовика XV мадам Помпадур плотно окружала себя животными ароматами мускуса, амбры и сивета (сивет — выделения эфиопской кошки, которыми она метит территорию). Когда Людовик XV входил к ней в будуар, его контузило этим сексуальным ароматом, и в этот момент можно было шептать ему на ухо все, что угодно. А привезла во Францию культуру ароматов Екатерина Медичи из Венеции. Когда она выходила замуж за Генриха II, она взяла с собой парфюмера Рене Флорентино. Он делал ей ароматы для соблазнения и уничтожения врагов. Флорентино первым открыл лавку ароматов — и в вонючем Париже появилось блаженное дыхание пряностей и дыхание Востока. В Англии аромат считался проявлением ведьминских чар. Елизавете I как-то подарили надушенные перчатки и бусики из кусочков амбры. Так возник очаг, где действительно красиво пахло, все было пропитано ароматами, и все придворные следовали примеру королевы. Но после ее смерти и вплоть до конца 19-го века в Англии ароматами пользовались только дамы полусвета.

— Ну, у них как-то вообще все не очень в плане…

— Сексуальности, да. А вот смотрите, там, где парфюмерия развита, где у нее есть корни, традиции, культура — там эмоциональность, там сексуальность.

— Одна американская фирма создает такие запахи: "Зимний пруд", "Рождество в Нью-Йорке", "Похоронное бюро", "Винная пробка", "Трубочный табак", "Малиновое варенье", "Гроза". Они это называют "второй аромат". Чем пахнет похоронное бюро? Я понюхала: дерево, ладан, цветы.

— Это маркетинг чистой воды. Любой аромат — это ароматический портрет человека. В парфюмерии тоже существуют люди, которые хотят сходу громко заявить о себе. Когда кто-то не может сделать "в лучших традициях", он делает абы как и говорит: "Я так вижу". Но какой смысл носить аромат похоронного бюро? Приезжайте ко мне в лабораторию, снег, помидоры — это я вам сделаю за секунду. Эти вещества могут существовать как элемент картины, но как часть нашего образа… Я же люблю классическую музыку, живопись: они наполнены гармонией, совершенны, созданы в самых лучших традициях.

Читайте также: Николай Цискаридзе: Большой меня погубил

— Вот вы любите классику, а кто-то любит резиновую куртку на себя напялить — как угодно люди себя проявляют, и им нужны другие духи. Они хотят такой запах, чтобы все вокруг штабелями падали.

— Я понимаю, в чем кроется позиционирование себя "в противовес". Нас всех награждают общим ощущением красоты. Но в нас есть и положительная энергия, и отрицательная. Вообще, человек, как и мир материальный, — это сгустки энергии, физики не дадут соврать. Какую энергию ты в себе культивируешь, таким ты миру и предстаешь. И для этого, конечно, нужно отражение. Но композиция, созданная творческими, настоящими парфюмерами — она как красота, понятна всем. Она вызывает тепло, желание воскликнуть "Мир, я люблю тебя!". Настоящие произведения парфюмерного искусства могут быть понятны только людям с позитивной энергетикой. Человек злой, некомфортный, завистливый даже не сможет себе аромат выбрать.

— Получается, что нет ароматов жестокости, зависти?

— Нет. Тут как раз гений и злодейство — совершенно несовместные вещи.

— А если у человека плохое настроение, ему тогда не пользоваться ароматами?

— Он сам интуитивно не захочет. Когда внутри разлад, с ним надо бороться. У тебя плохое настроение? Возьми красивый аромат из своей коллекции, нанеси на кожу, включи музыку, закрой глаза, погрузи себя в пространство, где раскрывает крылья фантазия, и на этих крыльях ты можешь путешествовать где угодно.

— Что за конкурс, в жюри которого вы председатель?

— У меня в жюри часто известные французские парфюмеры присутствуют. Они вообще как дети, с большим пиететом относятся и к русским женщинам. Что касается международного конкурса, изначально это был "Лучший аромат года", а сейчас мы вышли на новую ступень — мы теперь FiFi Awards, неофициальный парфюмерный "Оскар". Теперь и наша страна в нем принимает участие, то есть выбирает лучший аромат года, лучший маркетинг. Все страны присылают на него своих победителей.

Читайте также: Семь платьев настоящей леди

— Вы человек, который особенным образом чувствует запахи. Видимо, не только ароматы, но и вообще запахи нашей жизни.

— Каждое событие для меня имеет свою ароматическую составляющую. Это у меня с детства. Для всех воспоминаний у меня есть ароматические образы. В яслях я помню запах клеенки, запах деревянных стульчиков. Еще я помню, как пахнет речной песок: у речки Уратьмы был немножко холодно-металлический аромат рыбы, а песок пах теплой пылью. Однажды меня нарядили во все бело-розовое, а я легла на кучу угля у дома, вдыхала его запах, ела его. Я все время смешивала мамины ароматы. Я наливала духи в детский крем, собирала цветы, давила их, заливала духами.

— Вы всюду ищете запахи. Насколько эти качества свойственны другим людям? Мне кажется, столько вокруг запахов, что если я буду на все реагировать, я с ума сойду.

— Композитор везде слышит музыку. Художник везде видит повод для картины. Все творческие люди воспринимают мир через призму своего творчества. У парфюмеров очень много сырья: 8 тысяч синтетических и 300 видов эфирных масел. Я должна их знать, а для этого я должна постоянно с ними работать, понимать их нюансы, оттенки. Для того, чтобы развить восприятие ароматов, нужно развивать эмоции, ведь центр эмоций и обонятельный центр находятся рядом. Обычно люди с развитым обонянием эмоциональны, ранимы, чувствительны, они как оголенный нерв. Но если они начинают покрываться корочкой, то делают запах похоронного бюро.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Интервью к публикации подготовила 

Автор Елизавета Лаврентьева
Елизавета Лаврентьева — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить