Сухогруз "Таня Карпинская" затонул у побережья японской префектуры Ниигата

"Таня Карпинская" уже пыталась утонуть

Уже как-то почти привычно звучат сообщения о кораблекрушениях или катастрофах российских гражданских судов и военных кораблей. Последний инцидент, к счастью, обошелся без человеческих жертв. Российский сухогруз "Таня Карпинская" затонул у побережья японской префектуры Ниигата, все члены экипажа спасены. Между прочим, в истории судна уже были трагические моменты.

По данным различных СМИ, на борту судна находились "фонящие" иномарки, которые ранее были доставлены из Японии на Камчатку. Там импортные автомобили проверили — и "вдруг" оказалось, что они создают повышенный радиационный фон. После памятного землетрясения и аварии на японской атомной станции "Фукусима-1" этому уже трудно удивляться — теперь в разных странах достаточно часто отказываются от японского импорта — во многих товарах обнаруживаются разные по величине дозы радиации. Вопрос — а почему, собственно, компании-импортеру было не проверить товар, то бишь те самые машины, еще в Японии — повисает в воздухе…

Читайте также: Гибель "Карпинской" расследуют и в России, и в Японии

Кроме иномарок, на сухогрузе при выходе из камчатского порта был еще и груз металлолома. Предназначался он для Южной Кореи, признанного мирового лидера судостроения. Трудно исключить, что из продуктов утилизации отечественных судов (а именно этого рода металлолом везла "Таня Карпинская"), будут сделаны уже южнокорейские сухогрузы, танкеры, рыболовецкие траулеры, а то и военные корабли…

Российский сухогруз потерпел крушение во вторник вечером именно после захода в Южную Корею. Судно случайно, в результате фатального стечения обстоятельств (хочется верить, что это именно так!) столкнулось с сингапурским судном "Кота Дута". Во всяком случае на данный момент нет сведений о версии, что все это произошло закономерно, по чьей-то злой воле, специально.

"Таня Карпинская" ушла на дно Японского моря всего лишь через 30 минут после столкновения. Что, в общем-то, можно считать очень быстрым исходом — ведь обычно суда водоизмещением до трех тысяч тонн имеют такой запас плавучести, что они тонут гораздо дольше, даже при серьезных повреждениях. Кстати, как раз построенная в Румынии в 1975 году "Таня Карпинская" — сухогруз не из крупных, его водоизмещение составляет всего лишь 2163 так называемых брутто-регистровых тонны.

Повезло, что все члены экипажа судна, а это 17 жителей Приморья, спасены. Им удалось вовремя спустить на воду надувные спасательные плоты и перебраться в них. С плотов их довольно быстро сняла японская береговая охрана. Расследованием происшествия сейчас занимается администрация порта Ниигата.

Впрочем, расследованием занимаются не только японцы. Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ тоже начало процессуальную проверку по факту крушения российского сухогруза. Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе ведомства, в настоящий момент следователи работают над выяснением обстоятельств и причин инцидента, а также устанавливают размер причиненного ущерба. По результатам проверки будет принято процессуальное решение, возбуждать ли уголовное дело в отношении кого-либо, либо списать все на случайную катастрофу.

Так или иначе, даже если виновником гибели "Тани Карпинской" окажется капитан и экипаж сингапурского судна "Кота Дута", привлечь их к ответственности будет трудно. Как сообщил "Правде.Ру" известный специалист по международному морскому праву, историк и публицист, капитан I ранга Сергей Апрелев, существует достаточно немного прецедентов по делам, подобным вышеописанному.

Ранее к доследственной проверке по факту катастрофа приступила и Приморская транспортная прокуратура: сотрудники надзорного ведомства начали опрашивать представителей компании-судовладельца и изучать документы.

Кстати, о судьбе сингапурского контейнеровоза пока что-то ничего не сообщается. Это в какой-то мере объясняется традиционным желанием западных (или восточных и дальневосточных) судовладельцев скрыть как можно больше информации о происшествиях, которым имеют место с их собственностью, то есть с кораблями и судами.

Связана такая "таинственность" с особыми условиями страхования судов. Одно из условий — перевод любой информации о катастрофе или аварии в разряд что-то вроде "Для служебного пользования". У нас же такая информация обычно не держится в секрете, сразу становясь источником сведений для СМИ. Ну, так или иначе, случилось то, что случилось, и, как говорится, шила в мешке не утаишь…

Кстати, это уже не первое страшное событие, которое имело место быть с российским сухогрузом "Таня Карпинская". Три года назад, 21 марта 2009 года, сухогруз вполне мог пойти ко дну. Судно в тот день находилось на якоре на рейде порта Озерновский на Камчатке (кстати, того самого, из которого вышло в этот, свой самый последний рейс). Внезапно (синоптики не делали даже штормового предупреждения, все произошло очень быстро) ветер усилился до 30-35 метров в секунду. Кто бывал на море и плавал на военных или гражданских судах, тот знает, что это такое. Не пожелаешь и врагу…

Судно начало дрейфовать на якоре. Экипажем был выбран якорь с тем, чтобы его просто-напросто не оторвать, чтобы потом вновь встать на якорную стоянку в другом месте, но штормовой ветер не позволил это сделать. Во время штормования вдоль берега теплоход "Таня Карпинская" с целью избежать столкновения с другим штормующим судном (его несло прямо на сухогруз) слишком близко подошел к береговой линии. В 14.01 (так было записано в бортовом журнале) судно коснулось грунта. Иными словами, сухогруз "Таня Карпинская" сел на мель.

Шла речь о том, чтобы эвакуировать экипаж на берег, а судно оставить на мели. Однако чудом ветер на какое-то время стих — и моряки продолжили борьбу за жизнь своего судна, а заодно и за свою. Именно мужество экипажа помогло тогда спасти сухогруз. Ему удалось отойти от берега, при этом даже течи корпуса обнаружено не было.

По приходу в порт Владивосток полагающимся в таких случаях водолазным осмотром были обнаружены значительные повреждения днища судна. Доковый ремонт теплохода был произведен в Китае. Общая величина ущерба без учета франшизы составила 132 тысячи долларов США. После получения полного пакета документов, судя по публикациям дальневосточных СМИ, по данному убытку страховая компания выплатила судовладельцу законно полагающиеся 85,5 тысяч долларов. Вот такая история…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить