На всем облике Казани лежит отпечаток "двукультурия"

Уголки России: плавильный котел двух культур

Помните эпизод из гайдаевской комедии про Ивана Васильевича: Грозный стоит на балконе обычного панельного дома, смотрит на панораму Москвы 70-х годов и вдохновенно восклицает: "Лепота". Интересно, что бы он сказал, выйдя на балкон современного дома в столице Татарстана Казани? Казань, которую он "брал" в 1552 году, необыкновенно расширилась, расцвела и похорошела. Не зря значит "брал" — не прогадал с выбором.

Если вы живете в Москве, то не взять Казань — не как Грозный, а в объектив своего туристического интереса — непростительное упущение. Во-первых, потому что она этого действительно стоит. Во-вторых, потому что нельзя не посетить город, в которм так же есть Кремль, гум, цум и метрополитен. А в третьих, потому что езды туда всего 12 часов. Хотя некоторым непривычным к ж/д-поездкам это может показаться долгим. В таком случае советую брать билет "в ночь": садитесь в 10 вечера, не долго думая укладываетесь спать и, даже не заметив во сне дорогу, просыпаетесь уже в Казани.

Преимущество: от Москвы добраться в Казань можно в уютных фирменных поездах, оснащенных биотуалетами и всеми удобствами, купе, в которых не нужно мерзнуть ночью и страдать от духоты днем — на протяжении всего пути температура оптимальная. Что уже, согласитесь, немало, ведь впечатление от поездки может быть испорчено прямо с поезда.

Читайте также: Уголки России: Нижегородский Кремль

К тому же, выбрав именно это средство передвижения, вы, что говорится, имеете возможность сразу попасть с корабля на бал. Вокзал расположен в историческом центре города, совсем недалеко от Кремля. И вы, если не нагружены тяжелым скарбом, можете без промедления отправиться на осмотр достопримечательностей.

Казанский Кремль, в отличие от московского, не красный, а белый (впрочем, когда-то и московский носил именно белый "окрас"). С 2000-го года он входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В темное время суток на нем включается иллюминация, поэтому совершить экскурсию по Крелю стоит не только днем, но и приехать сюда вечером. Что характерно, в его архитектуре воедино слиты православные и исламские традиции. На его территории находятся и мечеть, и православный храм. Впрочем, "двукультурие" ощущается во внешнем облике всего города, все-таки Казань находится в составе России уже пять веков, то есть столько же, сколько существовала в составе Волжской Булгарии и Казанского ханства. Можно сказать, что Казань — это плавильный котел (к тому же само название, так и переводится), в котором в единую массу растопились христианская и мусульманская культуры.

На территории Кремля много культурно-исторических и административных объектов. Но лично меня больше всего впечатлил наш, российский, аналог Пизанской башни. Им является башня Сююмбике, отклонение которой от своей оси в настоящее время составляет почти два метра. Что интересно, современное название в честь татарской царицы башне дано русскими, а сами татары его просто калькировали. Изначально в татарском языке башня именовалась "Хан-джами", или "Хан Мэчете" (то есть "Ханская мечеть").

Существует несколько легенд, объясняющих происхождение названия. По одной из них, башня построена по приказу царицы Сююмбике в память о своем муже Сафа-Гирее, умершем в 1549 году. Согласно другой легенде, Иван Грозный, прослышав о неземной красоте царицы, прислал к ней сватов, чтобы сделать ее своей женой и царицей московской. Сююмбике дала отказ, но вскоре была вынуждена принять предложение, так как в противном случае Грозный обещал стереть Казань с лица земли.

В качестве свадебного подарка царица попросила…башню. Грозный повелел возвести ее за семь дней. Именно сроком возведения и объясняется количество ярусов в башне, равное семи. В разгар свадебного пиршества царица поднялась на самый верх, посмотрела в последний раз на родной город и сбросилась.

Впрочем, москвичи могут увидеть "башню Сююмбике", даже не приезжая в Татарстан — на крыше Казанского вокзала в Москве красуется ее уменьшенный стилизованный аналог. Но любой аналог далек по своим эстетическим характеристикам от оригинала, так что все же выберете время, чтобы посмотреть на исконную башню.

Читайте также: Уголки России: Волга — главная улица страны

В Казани есть не только Кремль, но и своеобразный Арбат, который носит название улица Баумана. Здесь находятся многочисленные кафе, рестораны, магазины и торговые центры. А завсегдатаями этих мест являются музыканты и художники. Но особый колорит улице придают памятники и фонтаны. Как вы думаете, что объединяет Федора Шаляпина, карету Екатерины II и кота? Не знаете? А ответ прост — всем участникам этой необычной компании установлены памятники на улице Баумана. Со знаменитым певцомвсепонятно — Шаляпин был уроженцем этих мест, но вот его "соседи" — животное и транспорт — вызвают вопрос.

На самом деле все просто: Екатерина приезжала в Казань в 1767 году на карете, копия которой и увековечена в монументе. Причем из города императрица увезла с собой несколько котов для ловли мышей в Зимнем дворце. Всем этим трудягам на российской госслужбе поставлен поамятник в лице, точнее, морде Кота Казанского.

Не менее, чем памятники, колоритны фонтаны на татарском Арбате — с фигурками голубей и лягушек, а также с фигуркой Су анасы- героиней татарских сказок.

Любимым объектом для фотосессий туристов является памятный знак, стилизованный под компас и носящий название "Нулевой меридиан Казани". На нем имеется указатель, сколько километров вам еще держать путь с этой точки отсчета до Северного Полюса, Нью-Йорка, Мекки и Москвы.

Сами казанцы называют этот монумент "верста" и любят назначать у него встречи.

А вот свидания охотно назначают около часов в арабском стиле, установленных в конце той части улицы, которая переходит в площадь Тукая.

Последнюю горожане чаще именуют просто Кольцо. Это доказывает расположенный на ней современный торгово-развлекательный центр с тем же названием. Этимологически сия номинация имеет транспортное происхождение —

2 октября1875 года было открыто движение казанской конки, одна из двух линий которой проходила через Рыбнорядскую площадь (так в то время называлась площадь Тукая). А 18 ноября 1899 года вместо конки запущен электрический трамвай. И совсем недавно — 7 июля 2011 года — это место лишилось всего наземного транспорта.

После закрытия последнего трамвайного маршрута №2, проходящего через площадь, трамвайные рельсы на ней и улице Пушкина были демонтированы, историческое кольцо трамвайной остановки было ликвидировано, а центральные выходы из подземного перехода у него засыпаны. Всему причиной — октрытие метро, которое ликвидировало необходимость данных наземных маршрутов.

Читайте также: Уголки России: седой Каспий

Казанское метро — это то, о чем стоит сказать особо, хотя бы уже потому что оно является первым, построенным в нашей стране после распада СССР (последним при Союзе в 1991 году было открыто метро в Екатеринбурге, тогда еще Свердловске). Казанское метро было запущено в 2005 году — страшно сказать — в тысячный юбилей города! В нем только одна ветка, состоящая на сегодняшний день из семи станций: "Проспект победы", "Горки", "Аметьево", "Суконная слобода", "Площадь Габдуллы Тукая", "Кремлевская", "Козья слобода". Однако уже в следующем 2013 году на этой ветке планируется открыть еще четыре — Дубравную, Декабристов, Московскую и Авиастроительнаю. Что интересно, станции объявляются на трех языках — русском, татарском и английском.

По своим габаритам станции казанского метро гораздо больше станций московского, а может, так кажется по причине того, что здесь не бывает "часов пик" и станции не ломятся от переизбытка пассажиров.

Процесс активной модернизации Казани начался в начале 2000-х годов и с тех пор только набирает обороты и своего, что говорится апофигея, видимо, еще не достиг, так как городу еще только предстоит пережить глобальные события.

В 2013 году в Казани пройдёт ХХVII Всемирная летняя Универсиада, в 2015-ом — Чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018-ом в столице Татарстана, наряду с другими городами России, будет проводиться чемпионат мира по футболу. Все это, безусловно, даст новый толчок к экономическому и инфрастуктурному развитию Казани.

Так что не удивительно, если ее через пару лет будет просто не узнать — с такими темпами идет в ней строительство. Мой папа, коренной житель Казани, просто не узнает город, когда каждый год приезжает проведать свою маму и по совместительству мою бабушку. Чаще всего когда мы вместе едем в автобусе или гуляем, я слышу от него фразы вроде "а вот здесь был пустырь, а здесь — деревня". Сейчас уже трудно представить, что еще не так давно его слова соответствовали реальности.

Читайте также другие статьи из серии "Уголки России":

Вояж по-русски вернет к истокам

Неизвестная Россия: старший брат Питера

Уголки России: заполярная "столица мира"

Уголки России: город пятиста рублей

Уголки РФ: город монахов и корабелов

Уголки России: Пушкин и пожарские котлеты

Автор Любовь Головина
Любовь Головина — редактор, журналист, работала в группе выпуска Правда.Ру *
Обсудить