Андрей Ивочкин: беспризорщина – диагноз общества

Беспризорные дети. По единодушному признанию социологов, это одна из острейших социальных язв современ-ного российского общества. Если в советские годы слово «беспризорщина» ассоциировалось у людей с послево-енным или постреволюционным временем, то сейчас это понятие вошло в обыденную повседневность нашей жизни и давно уже никого не удивляет.

В 1925 году центральная пресса писала: «Детская беспризорность - наследие прошлого, усиленное империали-стической и гражданской войной». Опубликована была и статистика. В то время в Российской Федерации насчи-тывалось около 200 тысяч беспризорников. Еще 241 227 ребят, оставшихся без родителей, находились в детдомах и сиротских приютах. Прошло 76 лет... Сегодня, по самым скромным подсчетам Министерства образования, в России около 2 миллионов беспризорников. А по данным члена Совета Федерации Анатолия Коробейникова, официальные цифры сильно занижены – на самом деле число беспризорных лежит в «вилке» от 1,5 до 4 миллиона человек. Кроме того, 600 тысяч детей считаются «социальными сиротами» - то есть они живут в детдомах и ин-тернатах, несмотря на то, что родители их находятся в полном здравии. В стране сейчас более восьмисот детских домов и около трехсот интернатов!

Правда, данные, приведенные вице-премьером правительства РФ Валентиной Матвиенко, несколько скромнее – по официальным статистическим данным, на сегодняшний день в России насчитывается порядка 1 миллиона бес-призорных детей и число их год от года растет. Именно этим заявлением вице-премьер правительства РФ открыла во вторник селекторное совещание по вопросам детской безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ситуация в этой сфере остается угрожающей. Детская безнадзорность и рост преступности среди несовершенно-летних продолжает оставаться на «тревожно высоком уровне». Так, в прошедшем году зафиксировано лишь не-значительное снижение - на 6,2 % - числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, а за 10 месяцев те-кущего года в стране зафиксирован рост преступности среди несовершеннолетних. Вице-премьер также сообщи-ла, что в 2000 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних нарушителей поступило порядка 30 тыс. детей.

По итогам 10 месяцев текущего года на территории России несовершеннолетними и при их участии совершено 145,7 тыс. преступлений. В 2000 году в розыске находились 10 тысяч детей и подростков, самовольно ушедших из детских домов и школ-интернатов. По данным Минобразования России, 368 тысяч детей не посещают школу. На учете в органах МВД состоят 242 тыс. родителей, не исполняющих родительские обязанности, а за прошед-ший год более 43 тыс. родителей были лишены родительских прав.

В России отмечается рост количества случаев сексуального насилия над детьми, а также преступлений среди не-совершеннолетних на почве наркомании. В то же время, как отметила вице-премьер, органы внутренних дел уст-раняются от работы с безнадзорными детьми. Между различными социальными службами не налажены четкая система взаимодействия и координация деятельности.

Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических процессов последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции. Мэрия столицы, впрочем, пытается как-то способствовать улучшению ситуации с беспризорными детьми, - так, с понедельника в столичном ГУВД и Комитете социальной защиты населения Москвы начали работу телефоны "горячей линии" по вопросам попрошайничества, бродяжничества и детской беспризорности. Кроме того, создана «горячая линия» для детей и подростков, подвергшихся насилию. Однако этих мер, по мнению вице-премьера правительства, все же пока недостаточно для серьезного улучшения ситуации.

Как считает Матвиенко, федеральным органам исполнительной власти необходимо подготовить предложения по правовому обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. Вице-премьер также высказалась за воссоздание в России принятой в Советском Союзе системе всеобуча.

С этим вполне согласен министр образования Владимир Филиппов. «Школа» - ключевое слово в борьбе с беспри-зорностью», - считает он. Сегодня в РФ отсутствует разработанный механизм борьбы с беспризорностью, и осно-вой такого механизма, по мнению министра, может стать положение об обязательном среднем образовании. «Не-обходимо сделать так, чтобы МВД могло спросить с родителей за то, что дети не посещают школу. Ведь мы же наказываем, если ребенку причиняется физический ущерб, побои, издевательства. Здесь может идти речь о мо-ральном ущербе», - сказал Владимир Филиппов.

Он сообщил, что сейчас обсуждается возможность создания действенного механизма борьбы с беспризорностью. В частности, несколько совещаний на эту тему провела Вице-премьер Правительства РФ Валентина Матвиенко. Однако ответить на вопрос, когда можно ожидать конкретных шагов по решению проблемы беспризорных детей, Владимир Филиппов затруднился.

Андрей Ивочкин

ПРАВДА Ру