Тайна гибели «Курска». Новые подробности трагедии в Баренцевом море

Сенсационные подробности последнего плавания «Курска» стали известны ПРАВДЕ.РУ. На связь с редакцией вышел человек, имеющий непосредственное отношение к Северному флоту. К сожалению, мы не можем назвать его фамилию – наш источник связан подпиской о неразглашении. Сразу оговоримся: ПРАВДА.РУ ни у кого не покупала секретных сведений, не занималась шпионской деятельностью в штабе Северного флота.

 

Ранее в СМИ проходила и уже была опровергнута информация о том, что сразу после катастрофы АПЛ «Курск» на месте происшествия оказалась некая подлодка ГРУ. Это неправда. Вернее, полуправда. Никакой подлодки ГРУ в зоне учений не было и быть не могло. За «Курском», по данным нашего источника, следовала российская противолодочная подлодка Северного флота.

 

- По сценарию учений, за «Курском» следовала противолодочная подлодка. Эта лодка имеет малый тоннаж, но лучшее, по сравнению с атомоходом, гидроакустическое оборудование. Она предназначена для обнаружения подводных лодок противника.

Лодки шли достаточно близко друг от друга. Между ними существовала ЗПС – звукоподводная связь.

Для меня остается настоящей загадкой, почему до сих пор нигде не прозвучало ни имя капитана этой лодки, ни ее название. Объяснений тому только два. Либо незадолго до рокового момента лодку перенацелии и она ушла от «Курска», либо капитан не справился со своими обязанностями. Впрочем, есть и третий вариант – соображения секретности.

Данные с этой лодки могли бы многое сказать о том, с кем конкретно столкнулся «Курск».

 

- Вы считаете, что основной версией следует считать все же столкновение?

 

- Я не был на борту лодок и не могу заявлять об этом со стопроцентной уверенностью. Я бы оценил вероятность столкновения «Курска» с иностранной подлодкой в 75 процентов.

 

- Как «Курск» мог столкнуться с иностранной субмариной, если сзади шла противолодочная подводная лодка? Как она не заметила «чужака» и не предупредила «Курск»?

 

- Заметить она была должна. Либо ее в тот момент не было в районе катастрофы (лодку перенацелили и отдали командиру приказ следовать в другую точку), либо она заметила, но не успела предупредить «Курск» по ЗПС. Возможно, именно поэтому и не разглашается ее название и имя капитана.

 

- В случае столкновения какие действия должна была предпринять эта лодка?

 

- Всплытие, доклад в штаб о происшедшем и осмотр места происшествия.

 

- В последнее время много говорилось о том, что столкновение не могло привести к столь серьезным повреждениям «Курска» Удар не мог разрушить жесткий корпус, иначе чужая лодка получила бы не меньшие повреждения. Журналисты склоняются скорее к версии взрыва торпеды на борту ракетоносца…

 

- Прежде всего, суда не выходят на учения с реальными боеприпасами. Поэтому взрыв торпеды на борту «Курска» простоневозможен. Во-вторых, на каждой лодке есть «защита от дурака». Нельзя взорвать торпеду или запустить ее двигатель внутри лодки. Если же авария произошла в момент выстрела торпеды, неисправный двигатель просто выбросил бы ее из торпедного аппарата. Выстрелы не производятся с открытыми в лодку люками торпедных аппаратов…

Что же касается разрушений… На мой взгляд, могло произойти следующее. «Курск» столкнулся с некоей субмариной. Это был первый «взрыв», который зафиксировали гидроакустики. Затем на «Курске» произошел взрыв поврежденной емкости воздуха высокого давления, который используется для продувки балластных цистерн. Вы видели фильм «Челюсти»? Там взрыв одного маленького баллона разнес на клочки аулу и часть катера. На «Курске» же емкости были куда больше. Это был второй зафиксированный взрыв.

 

- Насколько вообще оправдана версия столкновения «Курска» с иностранной субмариной?

 

- На моей памяти в Баренцевом море подобных столкновений было около пяти. Особо характерен случай, произошедший 11 февраля 1992 года – американская АПЛ «Батон Руж», водоизмещением 6000 тонн, столкнулась с российской лодкой, сейчас она носит имя «Кострома». Столкновение произошло в территориальных водах России, севернее выхода из Кольского залива. Обе лодки получили серьезные повреждения. «Батон Руж» была впоследствии списана американцами как непригодная к эксплуатации, российской лодке потребовался капитальный ремонт.

Особую «пикантность» этому происшествию придает тот факт, что в трещине «легкого» корпуса российской лодки был обнаружен кусок обшивки «Батон Руж» с клеймом «Made in USA». Американцев буквально поймали за руку. В связи с этим, прежде чем инцидент был предан огласке, прошли консультации госсекретаря США и президента России.

 

- Эта ситуация напоминает действия властей сразу после катастрофы «Курска». Разговор Путина с Клинтоном, визит главы ЦРУ в Москву, почти двухдневное молчание официальных лиц об аварии…

 

- Напоминает лишь частично. Одинаковое начало, но разный конец. На «Курске» погибли 118 человек, Россия лишилась новейшей подлодки.

 

- Что же все таки произошло 12 августа в Баренцевом море? Не могли бы Вы, исходя из собственного опыта, попытаться восстановить события того дня?

 

- Вряд ли иностранная лодка шла на столкновение намеренно. Скорее, не уклонялась от него. Хотела показать этим русским «иванам», все еще мнящим себя сверхдержавой, их место. В результате произошел удар.

Не исключено, что детали иностранной лодки лежат сейчас на дне Баренцева моря, рядом с погибшим «Курском». Поднять их – лишь дело времени.

Впрочем, пока у властей не будет веских доказательств, никаких резких заявлений о причинах гибели крейсера сделано не будет.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Обсудить