Дети страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

"Вожди краснокожих" оккупировали школы?

Часто российские учителя жалуются на то, что нынешние детки для них кажутся какими-то инопланетянами. И на замечания не реагируют, и говорят как-то странно, и на месте усидеть пяти минут не могут. Что это — обычный конфликт поколений, или дети действительно стали другими? "Правда.Ру" и психолог А.В. Кузнецов пытаются ответить на этот вопрос.

Многие педагоги говорят о том, что нынешние дети стали другими. Нет, внешне вроде бы не изменились: все те же две руки, две ноги, два глаза и т. п., но вот поведение уже значительно отличается от поведения тех россиян, чье детство прошло еще во времена СССР. Из-за этого они не могут понять, каким образом их нужно учить, ведь старые методы преподавания в данном случае не работают, а новых пока не предлагают.

С чем может быть связано такое резкое изменение поведения? Причин, конечно же, много, однако мне лично кажется важным то, что в последнее время очень многие дети страдают так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или, если говорить проще, гиперактивностью. Нельзя сказать, что подобное нарушение психического развития — это что-то новое, некоторые ученые утверждают, что такие великие люди прошлого, как Моцарт и Эйнштейн, тоже были "гиперактивничками". Однако впервые как отклонение от нормы, то есть как болезнь, СДВГ был классифицирован всего лишь в 1950 году, и то в США. А в СССР это слово на страницах медицинских журналов появилось лишь в 70-е годы прошлого столетия.

Каким же образом можно отличить гиперактивного ребенка от просто очень активного? Тем, кто хочет подробнее разобраться в этом, я рекомендую ознакомиться со статьей "Руль для ребенка без тормозов", а сам лишь хочу сказать о том, что эти дети не могут контролировать свое поведение и речь. Они часто задают много вопросов, но совсем не слушают ответы, сами говорят достаточно невнятно, не заботясь о правильном построении фразы. Обращает на себя внимание еще и то, что "гиперактивничек" временами абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, и в любых условиях, будь то дом, школа или детская площадка, ведет себя одинаково активно, не соблюдая никаких установленных взрослыми правил.

Кроме того, подобные дети часто проявляют немотивированную (с точки зрения взрослых, конечно же), агрессию, провоцируют ссоры и драки. Однако из-за того, что "гиперактивнички" вдобавок ко всему подвержены частым перепадам настроения, буквально через минуту после того, как драка была спровоцирована, они могут резко прекратить ее и помириться с противником.

Читайте также: Учителям нужна защита от учеников

Также у гиперактивных детей большие проблемы с концентрацией внимания и сосредоточенностью. Они редко целиком погружаются в какой-нибудь процесс и часто вообще не доводят ни одного дела до конца, однако через некоторое время могут к нему вернуться. Для такого ребенка нормальным является следующий способ делания уроков: чуть-чуть позаниматься русским языком, через пять минут переключиться на чтение, потом решить пару примеров по математике и опять вернуться к русскому языку. Однако в результате все задания оказываются сделанными плохо.

Итак, как видите, "гиперактивные" действительно не вписываются в привычные представления учителей о том, каким должен быть ребенок. Логично предположить, что для преподавателя подобные ученики являются сущим кошмаром. Они не в состоянии сосредоточиться на задании, не могут и пяти минут посидеть спокойно, не выслушивают до конца вопрос, а выслушав, не могут дать внятный (с точки зрения учителя) ответ. "Гиперактивнички" устраивают потасовки не только на переменах, но и на уроках, и замечания учителей их не останавливают.

Кроме того, гиперактивный ребенок вполне может проявить агрессию и по отношению к педагогу — вовсе не потому, что он такой хулиган, а из-за того, что ему просто сложно остановиться. Гиперактивные дети часто не могут приходить на занятия вовремя (даже если выходят из дома за час до первого звонка, а школа находится рядом с домом), не в состоянии собрать портфель, не забыв при этом половины учебников — словом, являются для учителей "советской" закалки (а таких сейчас в школе большинство) типичными "инопланетянами".

Каковы причины возникновения данного отклонения в психическом развитии ребенка? Честно говоря, они еще до конца не изучены, однако большинство врачей связывают появление СДВГ с тем, что под воздействием различных факторов мозг у плода в утробе матери развивается неравномерно, одни области формируются быстрее, а другие запаздывают. Факторами, вызывающими подобную диспропорцию, являются постоянно испытываемый беременными женщинами стресс, воздействие на организм будущей мамы токсичных веществ (в том числе и соединений свинца), плохое питание и, возможно, воздействие на организм женщины электромагнитных волн.

Если это действительно так, то даже странно, почему в больших городах еще рождаются дети без СДВГ — ведь их жители постоянно находятся под воздействием различных электромагнитных полей (в метро, например), каждую минуту вдыхают соединения свинца из выхлопов автомобилей, едят пищу весьма низкого качества, ну, а про стресс и говорить-то уж нечего.

И чем больше город, тем больше в нем "гиперактивничков" — по некоторым данным, среди современных московских детей в возрасте от года до десяти лет их около 47 процентов (правда, тяжелых случаев не так много — около 6 процентов)! Да и то, не исключено, что эти данные сильно занижены, поскольку далеко не все родители могут распознать СДВГ у своего ребенка и вовремя обратиться к специалисту.

Получается, что увеличению количества детей с СДВГ способствует само направление развития современной цивилизации, то есть научно-технический прогресс, рост городов и усиливающееся загрязнение окружающей среды. Логично предположить, что со временем их станет еще больше. Но вот учителя по-прежнему в большинстве своем игнорируют данный факт и не могут понять, что раз такое дело, то нужно коренным образом пересматривать методики преподавания.

Обычно учитель, столкнувшись с гиперактивным ребенком, начинает предъявлять претензии родителям — мол они его неправильно воспитывают. Родители, в свою очередь, обвиняют учителя в профессиональной некомпетентности (что, естественно, они-то хорошо знают, что такое СДВГ и как с ним бороться, а учитель часто и слова такого не слышал). В итоге начинается конфликт между семьей и школой, причем часто обе стороны не догадываются обратиться за консультацией к тому, кто действительно может помочь, а именно — к психологу.

Именно к такому специалисту, психологу Александру Владимировичу Кузнецову и обратился корреспондент "Правды.Ру" с просьбой рассказать о том, следует ли педагогам учитывать тот факт, что дети сейчас стали совершенно другими. Вот что он сказал:

"Точных данных о количестве гиперактивных детей в России нет, однако если учитывать все три степени тяжести СДВГ, то есть легкую, среднюю и тяжелую, то получается, что этим синдромом страдает 10-15 процентов юных россиян. Однако в ближайшие годы их количество, несомненно, будет увеличиваться. Дело в том, что этот синдром не обуславливается только генетическими нарушениями, на его возникновение и развитие активно влияет и внешняя среда. В том числе и телевидение, а также компьютерные развлечения. Был один любопытный эксперимент — взрослые люди в течение недели каждый день пять часов подряд смотрели телевизор. В результате у всех участников способность концентрировать внимание упала на 25 процентов! А что уж о детях-то говорить…

Так что можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время учителям придется все чаще иметь дело с гиперактивными детьми. Готовы они к этому? На мой взгляд — абсолютно не готовы, их некомпетентность в этом вопросе просто поражает. И это при том, что уже сейчас во многих школах каждый десятый ученик страдает СДВГ. Но специализированных школ для подобных детей у нас практически нет, поэтому их приходится учить обычным педагогам. Поэтому методику преподавания нужно не просто корректировать под "гиперактивничков", это нужно делать как можно скорее!

Статистика показывает, что треть детей с СДВГ, если ими специально не заниматься, в возрасте до двадцати лет оказываются за решеткой. То есть распространение гиперактивности, как вы понимаете, — это проблема не только для учителей, это проблема всего общества и государства.

Я как-то подсчитал, что специальная подготовка учителей к работе с гиперактивными детьми стоит на несколько порядков меньше, чем содержание и реабилитация малолетних заключенных. Но почему-то все равно у нас предпочитают выкидывать огромные деньги на последнее, чем просто изменить систему подготовки преподавателей и методики ведения уроков.

Ко мне постоянно обращаются учителя за консультациями по поводу того, как им работать с гиперактивными детьми, и я могу с уверенностью сказать, что большинство из них сейчас находится в состоянии, близком к паническому. Но как им помочь? В идеале было бы создание специальных школ с маленькими классами, в которых в расписании занятий перемены будут больше обычных. Но это, конечно же, только в идеале.

Пока же я бы посоветовал разбивать задание ученикам на много маленьких частей, между выполнением которых дети могли бы прямо в классе отдыхать. Я уверен, что если "гиперактивничек" будет пятнадцать минут учиться, а потом пять минут бегать, с обучением у него никаких проблем не будет. Они ведь очень способные и умные, просто не могут долго заниматься одним и тем же. Им нужно просто помочь, а традиционными методами это сделать не удастся".

Читайте также: Чужие дети — филиал ада на Земле

Итак, как вы видите, проблема в общем-то решаема. Другое дело, что нужно немедленно начинать ее решать, причем не на уровне отдельных школ, а в масштабе всей системы государственного образования. И в первую очередь начать подготовку учителей, чтобы они смогли освоить новые методы работы. И, в первую очередь, понять, что современные дети сильно изменились.

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *