Проблемы московского метрополитена

Поездки в метро стали невыносимыми

Метрополитен является самым быстрым и экономичным видом транспорта в Москве, с которым при сегодняшних безумных пробках по скорости движения не может потягаться ни один суперсовременный автомобиль. Тем не менее, каждое утро тысячи москвичей в спальных районах садятся на свои личные авто, заранее зная, что простоят в пробках два, а то и три часа кряду. Что заставляет многих столичных жителей любой ценой избегать поездок в "любимой" подземке?

Очереди за билетами. Наличие постоянных очередей является едва ли не главным раздражителем, отбивающим всякое желание ездить на метро уже при входе в него. Самые длинные хвосты выстраиваются в утреннее и вечернее время за проездными билетами. Одним из способов борьбы с этим явлением стала организация экспресс-касс, где можно купить билет только на одну поездку. Это нововведение дало некоторый положительный эффект (например, на станции метро "Юго-Западная). Однако такие кассы есть далеко не везде, и пассажирам по-прежнему приходится выстаивать длинные очереди. Особенно это касается привокзальных станций метро, на которых пассажиропоток значительно превышает норму.

Но на этом все не заканчивается. Очереди и пробки возникают повсеместно, даже перед эскалаторами и в узких тоннелях переходов между станциями. Кроме того, на конечных станциях (например, на "Юго-Западной" и "Выхино") приходится наблюдать, как выстраиваются очереди за сидячими местами. То есть предыдущий состав уже отходит, а люди уже выстроились в цепочку на платформе, чтобы занять места в следующем, еще пустом поезде. Все это создает большую напряженность при посадке в вагон.

Читайте также: Транспортный коллапс: выход — под землей

Толчея и духота в вагонах. По данным статистики, в настоящее время перегрузка на некоторых линиях московской "подземки" достигает 30 процентов. Деловая активность в столице не прекращается ни днем, ни ночью. Поэтому к большому разочарованию тех, кто желает с комфортом проехаться на метро, в вагонах иной раз нет мест даже в 11 утра или в полночь. Кроме того, с расширением торговых центров увеличились пассажиропотоки по всем направлениям (то есть вагоны на некоторых линиях набиты битком утром уже в обе стороны — и в центр, и в сторону области). Если пять-десять лет назад в восемь утра можно было сесть спокойно от станции "Китай-город" и доехать до "Профсоюзной", то теперь здесь в вагонах не протолкнуться (и это несмотря на то, что поезда ходят каждые 45 секунд).

К тому же, в поездах и на станциях бывает очень душно, особенно в часы пик. Летом 2010 года, которое выдалось аномально жарким, температура в метро доходила до 35 градусов по Цельсию. Тогда было объявлено об ускорении преобразований, направленных на развитие системы вентиляции. И действительно, на некоторых линиях появились новые поезда, оборудованные кондиционерами. Однако темпы замены подвижного состава пока оставляют желать лучшего. Например, на Таганско-Краснопресненской линии пока эксплуатируются исключительно старые вагоны советского образца, в которых стоит жуткая духота. Мэр Москвы Сергей Собянин уже озвучил программу замены старых поездов на новые на 2012-2016 годы. В ближайшее время полная замена подвижного состава будет произведена на Кольцевой линии. Информации по другим веткам метро пока нет.

Читайте также: Замкнутый транспортный круг Москвы

Бомжи в вагонах. Излюбленным местом обитания бомжей являются последние вагоны на Кольцевой линии. Стоит ли говорить о том, что пассажирам бродяги, которые не моются неделями, доставляют большой дискомфорт. Иногда по заявлениям граждан полиция заходит в нужный вагон и выпроваживает их. Поскольку выходить из вагона бездомным не хочется, их выдворение часто занимает много времени, что также приводит к задержкам поездов. Однако в вагонах подолгу остается неприятный запах.

Не менее привычными, между прочим, стали и попрошайки. Большинство из них, судя по всему, принадлежат к определенному "сообществу нищих". Одеваются и говорят они в соответствии с жанром, повторяя привычные избитые фразы, которые призваны разжалобить пассажиров. Нищие, в отличие от бомжей, всегда опрятны, хорошо вымыты и выбриты. Полиция их обычно не трогает: может быть, из жалости, а может быть, по какой-то другой причине. Позвонив по горячей линии Московского метрополитена, корреспондент "Правды.Ру" так и не получил никаких внятных объяснений по этому вопросу. Оператор только сообщил, что существует специальная служба, занимающаяся борьбой с попрошайничеством. Какие меры принимаются на этом направлении, он не уточнил.

Городские власти неоднократно заявляли, что вопрос с бомжами и попрошайками будет решаться. Этим летом действительно в метро стало меньше бомжей,нонепопрошаек.Естьопасения,чтоснаступлениемзимыбомжимогутвернутьсявподземкувпрежнем количестве.

 

Читайте также: Встретимся в метро. Ваш карманник

Бродячие собаки. Чаще всего бродячие собаки обитают в подземных переходах. Однако некоторые из них прекрасно ориентируются в метро и… как это ни удивительно, путешествуют. Пока трудно сказать, насколько осознанно они это делают, но иногда можно увидеть, как собака садится в поезд, даже забирается на сиденье и едет несколько станций, а затем выходит из вагона и идет в сторону выхода.

На первый взгляд может показаться, что бродячие собаки ничем не вредят окружающим. Однако, с точки зрения санитарии и гигиены, они представляют значительную опасность, будучи разносчиками инфекций. Не удивительно, что москвичи нередко предпочитают не возить в метро своих детей, особенно подверженных различным заболеваниям. Кроме того, вблизи станций метро и в переходах по вечерам бродячие собаки становятся более агрессивными. Вместе с тем, охранники и работники торговли часто жалеют животных и подкармливают их чем придется. "У нас каждый день приходит специальный человек, который приносит еду и воду для собачек", — говорит продавщица в переходе.

Спор между сторонниками жестких мер против бездомных животных и их защитниками ведется давно. В Москве ранее осуществлялись попытки создания специальных питомников для бродячих собак, но все они, к сожалению, были обречены на провал.

Агрессивная молодежь. Несмотря на многочисленные предписания, запрещающие находиться в метро в нетрезвом состоянии или нарушать общественный порядок, любителей алкогольных напитков и общения со случайными попутчиками в московской "подземке" хватает. Больше всего пассажиры опасаются футбольных фанатов и националистов, которые нередко ищут поводы для выяснения отношений с теми, кто не похож на них. Здесь железно срабатывает принцип разделения на "своих" и "чужих".

Подвыпившие молодые люди будут без конца отпускать оскорбительные шуточки в адрес испуганных пассажиров. Они не уступят место ни инвалиду, ни бабушке, ни маме с ребенком. Если эти ребята выглядят серьезно, едва ли кто-нибудь из пассажиров решится вызвать милицию по связи "пассажир-машинист". Пока сюда пришлют милиционера, ребята дадут в морду любому и убегут. Поэтому связываться с хулиганами никому не хочется.

Читайте также: Остаться в живых, упав на рельсы в метро

Тетя Ася, которая кого хочешь замочит… На улице или в метро может случиться всякое, и каждый раз мы стараемся реагировать на происходящее адекватно. Однако образ тети Аси подчас может оказаться гораздо более неприятным, чем любой уличный хулиган или алкоголик. Вот типичная сцена. В вагон "летящей походкой" забегает тетка лет пятидесяти с огромной каталкой… Вначале она разгоняет "всех других", которые якобы встали на проходе и ей мешают. Вагон набит битком, но тетеньке все это мало интересно. Она начинает отвоевывать жизненное пространство, которое принадлежит ей по праву. Нет, все, конечно, понимают, что пожилым людям надо уступать, но эта тетушка, кажется, даст фору и молодому. А вот и потенциальная жертва. Несчастный тщедушный студент, который едет домой после восьми пар лекций, — он будет затравлен как "враг народа", который не уступил место бедной, несчастной, больной женщине.

Поезд дальше не идет. Уже с семи вечера часть подвижного состава загоняется в депо. Самые большие неудобства при этом испытывают жители отдаленных районов Москвы. К примеру, на "Новых Черемушках" с определенного времени каждый второй-третий поезд высаживает пассажиров и уходит в депо. Для тех, кому ехать дальше, это является ежедневной головной болью. Правда, по радиосвязи обычно заранее предупреждают о том, что поезд следует до определенной станции. Однако при любом раскладе следующий поезд будет набит до отказа. Эта проблема уже стала предметом неоднократных жалоб и обсуждений на городских транспортных интернет-форумах. Но пока решения нет: система подземных депо не поддается быстрой переделке. Кроме того, для решения проблемы потребуется нанять больше машинистов, что так же нельзя сделать быстро.

Как бы там ни было, главным фактором, вызывающим негодование со стороны москвичей, по-прежнему остается колоссальная перегрузка метро. С каждым годом ситуация только усугубляется… В то же время культура поведения пассажиров пока также оставляет желать лучшего. Массовое безразличие к любым негативным явлениям в метро является типичным для столичных жителей, которым "некогда" обращать внимание на нарушителей общественного порядка.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить