В Екатеринбурге стартует первая в России школа флэшмоба

Стадное чувство под действием интеллекта

Первые занятия в уральской флешмоб-школе начнутся 23 июля, в 11 часов по московскому времени. Все желающие, совершенно бесплатно, смогут узнать, что такое флешмоб в теории и на практике. Студентам будут рассказывать об истории флешмоба, учить тому, как правильно продумать идею, написать сценарий, собрать участников мероприятия. Преподаватели-юристы прочитают лекции о правововом сопровождении мероприятия, а пиарщики и журналисты — о правильных методах работы со средствами массовой информации и государственными структурами.

Как мы знаем, теория без практики мертва. Практические занятия школы флешмоба пройдут, что называется, "в поле". Они заменят и тесты, и курсовые, и дипломы. Всем слушателям в конце учебного курса будет предложено организовать несколько крупных флешмобов в самых посещаемых местах Екатеринбурга.

Вспомним, с чего начинался флешмоб в России. "Первые ласточки" этих акций отметились в бурные 1990-е годы, во время митингов и демонстраций. Отметились и пропали, так как рождались прямо на месте, "без сценария". К тому же, флешмоб в строгом понимании требует массовости, а эти акции были театром одного актера. Но, так или иначе, начало было положено.

Следующей вехой в истории флешмоба стал октябрь 2002 года. В это время выходит в свет научная работа по психологии масс под названием "Умные толпы". Ее автор, американский социолог Говард Рейнгольд, сделал открытие, давшее начало флешмобу. Он предсказал явление "умной толпы" (smartmob). Эта группа людей объединена не каким-то лидером или идеей. Эту толпу организуют и делают "умной" интернет и средства мобильной связи. Люди объединяются в сообщества для проведения публичных акций. Книга в одночасье стала бестселлером, а Говард Рейнгольд — известной личностью. Социолог — не только теоретик флешмоба, но и практик.

В 2003 году с трудами Рейнгольда знакомится житель Сан-Франциско Роб Зазута. Зазута создает flocksmart.com, сайт для подобных акций, и намеревается претворить идеи Рейнгольда в жизнь. Первая акция, предпринятая Зазутой сотоварищи, планировалась на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, но провалилась, так как помешали полицейские.

Флешмоберы, серьезно обдумав свои ошибки, провели через две недели новое мероприятие. Примерно 200 человек, одетые как хиппи, собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага Macy's и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в "пригородной коммуне" на окраине Нью-Йорка. Что бездомные "дети цветов" могли забыть в фешенебельном универмаге? "Хиппи" говорили, что они верят в "коврик любви". Этот "коврик" они очень долго искали, а затем нашли здесь, в универмаге, и хотят его купить. Флешмоб прошел на ура. Благодаря интернету, о нем узнали по всему миру. Уже через несколько дней волна акций прокатилась по всей Америке, затем дошла до Европы. А от Европы было уже недалеко и до России.

Первым российским флешмобом принято считать одновременные акции 16 августа 2003 года в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве на перроне Ленинградского вокзала участники акции встречали поезд из Петербурга табличкой "NzR178qWE". А на перроне Московского вокзала жители Петербурга встречали некую "Татьяну Лаврухину из Общества анонимных алкоголиков". 20 сентября того же года прошел флешмоб в Перми: толпа молилась памятнику Ленина, распевая "Ленин всегда живой". В апреле 2007 года моберы пускали мыльные пузыри на Старом Арбате.

Первые российские флешмобы, как и их западные аналоги, были полностью аполитичны и носили, скорее, развлекательный характер. Политические и социальные флешмобы, так называемые политмобы, появились позднее. Традиционный флешмоб (его так и называют — "классический") ставит своей задачей удивить случайных зрителей, при этом не вызвав смеха или отвращения. Но, как водится, искусство для искусства живет недолго. Удивление от нелепых выходок средь бела дня вызывает эмоциональную реакцию. А пускание мыльных пузырей на Арбате в конце концов переросло в конкретные политические акции. Стоит вспомнить один из ранних политмобов: швыряние мелочью в здание мэрии города Томска. Таким образом томичи выразили свое недовольство коррупцией во власти.

Читайте также: FM-зомбирование. Новое поколение выбирает…

Не будь интернета, флешмоб не смог бы появиться на свет. Благодарное "дитя" отплатило "родителю" флэшмобами в сети, или i-мобами. Участники акции собираются на одномкаком-то интернет-ресурсе и дают о себе знать всевозможными способами. Чаще всего "аймоб" — это нелепые комментарии или смешные ответы на серьезные вопросы.

Исковерканный русский язык, очень часто используемый в интернет-переписке, называют "олбанским". Такое наименование появилось в 2004 году, благодаря одному забавному случаю с журналом русского пользователя onepamop.

Пожалуй, никто так не жалуется на ЖЖ, как сами ЖЖ-юзеры. Ресурс не только "бажит" и "глючит", но и страдает обилием не совсем вменяемых личностей. Эти личности постоянно "троллят" и "флудят", мотая всем нервы. Разгневанные ЖЖ-пользователи отвечают на "флуд" адекватными мерами, но не в этом суть. Дело в следующем. Один гражданин Америки под ником scottishtiger, прочитав журнал onepamop, оставил недоуменный комментарий: почему на этом ресурсе кто-то смеет писать на непонятном языке?! Ресурс англоязычный, американский, значит, писать в ЖЖ можно только на английском.

В общем, американец был законопослушен донельзя. У него был один недостаток: он не знал русского языка и не читал на кириллице. Американец поинтересовался, на каком языке пишут его русские собеседники. Пользователь maxxximus, думая, что американец шутит, назвал язык "албанским". Оказалось, что заокеанскому "товарищу" было явно не до шуток. На следующий день в ленте комментариев продолжилась дискуссия. Onepamop задал американцу вопрос: "Почему вы думаете, что комментарии были написаны для вас?" Ответ американца поверг в шок: "Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения".

Российские ЖЖ-юзеры поняли, что их собеседник — недалекая личность, и решили устроить интернет-флешмоб под названием "Уроки албанского". Поддержать onepamop собрались тысячи пользователей ЖЖ. Над наглым американцем все издевались, как хотели. Россияне прекрасно понимали, что писал scottishtiger, а он — нет. Поэтому веселью в ЖЖ не было предела. Например, американец писал: "Please speak English. I know that you are bi-lingual. After all, aren't ALL foreigners?" Ему сразу шел ответ: "Форинерз? Нет, дружище, это ты, по ходу, здесь форинер. Это у вас в Америке привыкли считать, что есть Америка, а все вокруг — форинеры и отсталый народ, едят медведей и балалайки, напичканные красной икрой, у них по улицам ходят. Но роосский народ, в отличие от сам знаешь какого, — народ с богатейшей культурой, историей и передовыми шлюхами, так что насчет иностранцев я бы еще раз подумал". В общем, scottishtiger стал известен в ЖЖ как "непроходимый идиот", а интернет-сленг получил наименование "албанского", или просто "олбанского".

Начавшийся как игра взрослых людей, флешмоб стал заметно молодеть. Со снижением возрастной планки, снизился и уровень правосознания, назрела необходимость в центрах подготовки для будущих флешмоберов.

О том, как будет выглядеть екатеринбургская школа флешмоба, рассказал "Правде.Ру" координатор проекта Иван Колотовкин:

"Специальных методик никто не разрабатывал, есть программа, в которую входит теоретическая часть и практическая (практической части больше). Программу составляли сами участники флешмобов, журналисты, пиарщики. Учащимся будут рассказывать о том, как организовать флешмоб (идея, привлечение к участию людей и т.д.), как уведомить государственные ведомства о подобного рода мероприятии, как вести себя, если задержала полиция. Участники флешмобов в основной своей массе — школьники и студенты, свои права знают не все, как вести себя с журналистами — тоже. Представителей СМИ зовут не всегда — они приезжают сами. Что делать в такой ситуации и т.д. Говорить будем и о многом другом. Возраст учащихся мы не ограничиваем. Основную аудиторию флешмобов составляют школьники и студенты, они-то и станут слушателями курсов. Сам проект тоже является инициативой екатеринбуржских студентов. Кстати, несколько месяцев назад в нашем университете состоялся конструктивный диалог между представителями госструктур и общественних учреждений, с одной стороны, и флешмоберами, с другой".

Читайте также: Флэш-моб: как создать суперкомпьютер для бедных

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить