Сына россиянки Ирины Бергсет может вернуть матери только руководство страны

Русский мальчик надеется на помощь королевы

Судьба русского мальчика, отобранного у матери, проживающей в Норвегии, органами опеки этой страны, привлекла внимание общественности. Ребенка насильно удерживают в приемной семье. Представители русскоязычной общины в Норвегии обратились с открытым письмом к властям страны, к высшему руководству РФ и Совета Европы с просьбой вмешаться в ситуацию.

"Правда.Ру" продолжает следить за ситуацией в семье россиянки Ирины Бергсет (Фроловой), у которой норвежская служба опеки отобрала обоих детей. Сегодня Ирина пытается вернуть хотя бы старшего сына, который является гражданином России. Письмо, которое в ее поддержку написали представители русскоязычной общины Норвегии, адресовано президенту и главе правительства РФ, королеве Норвегии, а также руководству скандинавской страны. Авторы обращения пытаются найти у них управу на местную службу по защите прав детей, которая на самом деле грубо игнорирует право и желание 13-летнего россиянина жить вместе со своей матерью.

О трагедии в жизни Ирины вы можете прочитать здесь:

В сексуальном рабстве у собственного отца

Норвежская "опека" отобрала у россиянки русского сына

Норвежцы считают общение со СМИ сумасшествием

"Органы опеки ломают всю мою жизнь"

Авторы обращения в подробностях описывают беспредел в работе норвежского ведомства по защите прав детей (барневарн). 31 мая Александр Фролов был насильственно увезен из семьи сотрудниками барневарн в сопровождении двух полицейских. Свои радикальные методы ведомство оправдывало подозрениями в том, что мать мальчика является психически неуравновешенной. При наличии пяти различных медицинских заключений, проведенных в период с марта по июнь 2011 года и опровергающих подобного рода опасения, подобные "обоснования правоты решения" барневарн выглядят по меньшей мере странно.

Составители письма приводят многочисленные доводы в пользу того, что Ирина Бергсет-Фролова прекрасно справлялась с ролью матери: "Александр всегда учился в школе очень хорошо, и его разнообразные интересы и таланты напрямую свидетельствуют, что его мать является очень ответственным и позитивным родителем. В последние пять лет мальчик профессионально занимался большим теннисом, участвовал в соревнованиях по скейтборду, а также играл на фортепиано и неоднократно выступал в концертных программах, кроме того, он серьезно увлекался живописью. В 2010 году акварельная работа этого ребенка оказалась в числе победителей областного конкурса творчества молодежи UKM. Юного художника приняли в курсанты Академии художеств в Осло, а его картина была опубликована в местной газете".

В настоящее время мальчик отправлен барневарн в приемную норвежскую семью, в которой он не только страдает от отсутствия общения с родными и близкими, но и не получает должного ухода — он почти целый месяц был лишен возможности заниматься в школе (учебный год в Норвегии длится до 20 июня), ему запретили посещать спортивные секции, вовремя не отвели к стоматологу для замены брекетов. Саша утверждает, что его мнение и человеческие права просто игнорируются как куратором, которая ведет его дело в барневарн, так и членами приемной семьи. Ребенок убежден, что норвежские органы опеки намеренно работают против него и его русской семьи.

"Вся эта сложившаяся ситуация крайне отрицательна и травматична для русского ребенка, и мы всерьез обеспокоены тем, что мнение и права этого подростка действительно полностью игнорируются норвежскими органами опеки и попечительства", — резюмируют свое послание составители обращения.

В качестве подтверждения своих слов они ссылаются на письма мальчика, которые он отправил в российское посольство в Осло ("Правда.Ру" рассказывала об этом в статье "Органы опеки ломают всю мою жизнь"). В них он просит российских дипломатов помочь ему как можно скорее воссоединиться с мамой, на конкретных примерах убеждая, насколько ему лучше жить с ней, чем в приемной семье.

Кроме того, авторы письма напоминают, что в Норвегии существует специальный закон о детях, по которому ребенок старше семи лет имеет право быть заслушанным в суде, прежде чем будет принято решение о его дальнейшей судьбе. Когда же ребенку исполняется 12 лет, то, как говорится в законе, "необходимо уделять особое внимание тому, что ребенок говорит, и его мнению должно придавать большой вес".

В случае с Александром Фроловым этот закон грубо нарушается, поскольку мальчик неоднократно заявлял, что хочет жить с мамой, которую он искренне любит и уважает. Как заявляют авторы письма, "в отношении российского 13-летнего гражданина, проживающего на территории Норвегии, были грубо нарушены гарантированные Европейской конвенцией по правам человека следующие права:

— право на уважение частной и семейной жизни;

— право на свободу выражения мнения".

Конечно, теоретически дело против норвежской службы опеки можно попытаться выиграть в суде. Местное телевидение недавно показало сюжет о норвежском мальчике, которого также в 13 лет забрали из семьи. Подросток сумел получить адвоката и выиграл дело против барневарн. Но далось ему это очень нелегко: за время процесса мальчик похудел на 17 килограммов и оказался практически на грани жизни и смерти. Неужели, чтобы ребенку защитить свои права в Норвегии, ему необходимо впасть в предсмертную агонию?

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру