Интервью с генеральным директором Фонда содействия кадетским корпусам России Ольгой Барковец

Ольга Барковец: кадетские корпуса - это соцзаказ

Воспитание подрастающего поколения — серьезная проблема в России. После того, как с распадом СССР старые идеалы рухнули, а новых на смену не пришло, многие серьезно задумались: как же воспитывать современную молодежь? Своими идеями с главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой поделилась генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам России им. Алексея Йордана Ольга Барковец.

Смотрите видео

— Кадетские корпуса — для большинства из нас нечто, покрытое тайной. Что представляют из себя эти образовательные учреждения и как они работают?

— Мне кажется, что сейчас тема воспитания и особенно патриотического воспитания молодежи очень актуальна. Мы много говорим об этом, но недостаточно говорить, надо делать. Что касается кадетских образовательных учреждений, они, как я думаю, справляются с той главной задачей, для решения которой они предназначены, а именно — дать системное воспитание молодому поколению.

Кадетские корпуса начали возрождаться в начале 1990-х годов, но не "сверху", по указу, а снизу, благодаря инициаторам — людям, которые понимали, что страна рушится, идеология старая уходит, а новой нет. Тех самых инициаторов условно можно поделить на "красных" и "белых". "Белые" — это потомки русских белых офицеров, которые в 90-х впервые приехали в Россию, "красные" — генералы, полковники, выпускники суворовских военных училищ. Они нашли друг друга, объединились и стали делать общее дело. Они не были в единой организации: наши, как мы их называем, "старшие кадеты", выпускники русских кадетских корпусов за рубежом, у них есть свои объединения в Нью-Йорке, Париже, Лос-Анджелесе, Венесуэле, и наши ветераны-суворовцы, эти пожилые люди, им за 70-80 лет, впервые встретились только в 90-е годы.

Выросшие в разных идеологических системах, эти люди не стали заниматься политикой, а просто шаг за шагом стали возрождать корпуса наподобие императорских. Первый корпус был открыт в Новосибирске в мае 1992 года. Это были частные деньги, но учреждение было государственным — местные власти выделили здание и нашелся человек, который на первом этапе дал деньги. Так же было в Новочеркасске — поверили энтузиастам, дали помещение. Вот здесь уже началась финансовая помощь "старших кадетов". Один из самых активных — Алексей Йордан. Наш фонд сейчас носит его имя.

— Сколько на сегодняшний день создано корпусов?

Фото: AP

— Динамика развития корпусов очень стремительная. В 1992 году их было два, сейчас их около 150, в них учится примерно 35-40 тысяч детей. Кадетское образование молодое и социально востребованное. Почему произошел такой гигантский скачок в количестве? Потому что был соцзаказ, обществу они требовались. Сейчас институт семьи рушится — одинокие матери, многодетные семьи, социальные сироты. Когда рушилась советская система воспитания, ничего взамен не было предложено. Этим и мотивирован возросший интерес к кадетскому образованию.

— Кадетские корпуса созданы для людей, которым нужна социальная помощь?

— В первую очередь. Если брать соцсостав воспитанников, 80 процентов из них — дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Члены нашего фонда посетили почти все существующие корпуса, поэтому мы можем видеть всю полноту картины. Обучение в них бесплатное — корпуса сейчас финансирует государство. Красноярский край — единственный регион, который имеет закон о кадетском образовании. На федеральном уровне его нет: положение о кадетских школах было принято в 1997 году, оно устарело через пару лет, и сейчас на этом месте лакуна. Уже десять лет кадетское сообщество говорит о необходимости специального закона и нормативно-правовой поддержки кадетского образования.

Мы часто сталкиваемся с образовательной чехардой, которая объясняется тем, что каждый конкретный директор имеет свои собственные представления о системе кадетского воспитания. Что нужно преподавать — танцы, стрельбу, верховую езду?… Акутален и вопрос идеологии. В одном корпусе — склонность к имперскому, в другом корпусе — что-то другое. Мы не знаем, что в Ингушетии, Чечне. Мне кажется, главная задача Минобразования — дать четкую нормативную базу и спрашивать с регионов. Нужно прописать, какую систему координат мы устанавливаем.

— Чем кадетский корпус отличается от школы?

Фото: AP

— У нас какие критерии оценки? Статистика выпускников — куда они идут, куда поступают. До 2008 года, когда были резко сокращены приемы в военные вузы, наши выпускники поступали 50 на 50, в гражданские и военные вузы. Девяносто шесть процентов поступали ввысшее учебные заведения страны, на бюджетные отделения. Согласитесь, не каждая элитная школа дает такой процент. Второе. Оценки кадровиков военных вузов. Мы когда встречаемся с представителями этих учебных заведений, они говорят, что лучше возьмут кадета, чем суворовца. Потому что кадет — мальчик, семь лет росший в системе военных координат. Военизированная система воспитания — форма, погоны, флаг корпуса, знамя — дает мальчику возможность воспитывать в себе характер, дисциплинированность, собранность, вырабатывать лидерские качества.

Мы не военные, наши дети — обычные школьники. Просто военная составляющая у нас — это инструмент воспитания.

— Но что на занятиях? Чем кадетские корпуса отличаются от школы?

— Утро начинается с зарядки, даже зимой, когда на улице иногда минус 30-35, они на Крещение прыгают в прорубь. Наши дети 365 дней в году независимо от погоды утром делают зарядку, не говорю уже о походе в тайгу, о сплаве. После построения идут на завтрак, потом идут на занятия. Уже после обеда начинаются дополнительные занятия — спорт, огромное количество кружков, спортивных секций. У казаков — конный спорт, фехтование саблей. Нижегородский корпус — спорт десантного профиля. Бальные танцы, этика, эстетика, различные мероприятия, олимпиады, конкурсы. Дети постоянно заняты. И в этом они живут семь лет.

Первый год дети рыдают, особенно московские. А потом они приезжают на выходные домой и начинают считать часы, когда вернутся в корпус, потому что там друзья, там жизнь. Весь уклад кадетского корпуса строится на простых истинах и Божьих заповедях — не укради, возлюби ближнего. Офицер-воспитатель ребятам как старший друг или даже отец.

Во многих наших корпусах преподают основы православной культуры, а в одном из корпусов — Закон Божий. Староосколький кадетский корпус провел опрос на тему "Что вы думаете о благотворительности?". Результаты превзошли все ожидания. Учителя открыли детей для себя. Есть черствые дети, дети-потребители, а есть те, которые понимают, что у друга мама болеет, а денег нет, надо помочь. Было выдвинуто столько интересных инициатив. У взрослых не было столько идей. Теперь нет кадетского корпуса без собственных, им учрежденных, благотворительных программ. Результат фантастический!

— Кем хотят стать современные дети?

— Сейчас дети хотят быть крупными бизнесменами или прокурорами. Меня поразило в одном корпусе: мы пили чай, беседовали о планах с мальчишками, вдруг мальчик один говорит, что будет поступать в академию МВД, потому что прокурор все решает. Дети же не глупые, они видят фальшь и двойные стандарты. Мы воспитываем детей, руководствуясь шкалой нравственных координат, а когда они выходят в большую жизнь, им приходится сталкиваться совсем с другими ценностями. Задача фонда — помочь создать такую систему воспитания, которая помогла бы вырастить из детей настоящих патриотов и, конечно, просто высоконравственных людей.

Мы, взрослые, должны давать им повод гордиться собой, своей страной. На этом воспитывается наша молодежь. О победе в Великой Отечественной войне мы должны говорить не только 9 мая. У нас много программ по поддержке ветеранов. Это тоже система воспитания. Нужно воспитывать не на словах, а на конкретных делах. Воспитанием нужно заниматься каждый день, и начинаться все должно в семье. Это некая модель отношений к стране, к друг другу, к старикам. В нашей практике масса примеров, когда ребенок из неблагополучной семьи меняется сам и старается повлиять на своих родителей. Кадетское образование не панацея от социальных проблем, но пока наша деятельность дает замечательный результат. Кадетское образование расширяет свою "географию", но теперь надо говорить не о количественном показателе, а о качественном.

— У нас сейчас воспитывают "цивилизованных потребителей", как на это можно повлиять?

— Я не могу быть оппонентом министру образования Андрею Фурсенко, который сказал эти слова. Я знаю только одно — количество социальных сирот увеличивается, количество брошенных стариков растет, а это, мне кажется, как раз результат потребительского отношения.

Читайте также:

Кадеты из Кемерово признаны самыми крутыми

"Кадетство" доросло до "Кремлевских курсантов"

На Алтае кадетскую школу занесли в энциклопедию

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить