Школьников сразу после каникул ждет контрольная работа

У детей отняли полмесяца каникул

Родителей учеников, закончивших третий класс в одной из школ Южного округа Москвы, на последнем собрании предупредили, что в двадцатых числах сентября их дети будут писать городскую проверочную работу. Совершенно очевидно, что сразу после каникул ученики не смогут написать ее. Но зачем же тогда вообще проводить данную проверку?

В конце мая в школе, где учится в третьем классе мой сын, состоялось штатное родительское собрание, посвященное итогам уже прошедшего учебного года. Следует заметить, что данная школа, расположенная в одном из живописнейших мест Южного округа Москвы, считается одной из самых лучших в районе и это, в общем-то, чистая правда. Преподавательский состав там дело свое знает на все пять с плюсом. Поэтому все родители перед началом собрания не особенно волновались — все знали, что замечания относительно работоспособности и поведения их детей будут в высшей мере обоснованными.

Однако в самом начале собрания все мы услышали такое, что несколько выбило нас из колеи. Классный руководитель сообщила, что в будущем году в школе будет несколько городских проверочных работ. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняю: это в большинстве случаев тестовое проверочное задание по конкретному предмету, которое разрабатывается не в школе, а в самом департаменте образования города Москвы. Эти работы нужны для того, чтобы объективно оценить как уровень знаний учеников, так и уровень работы преподавателей. Поэтому, в общем-то, в них самих ничего страшного нет.

Испугало совсем другое. По словам классного руководителя, в четвертых классах эти работы тоже будут проводиться. Причем первая из них состоится в двадцатых числах сентября 2011 года! И по какому она будет предмету — никому из сотрудников школы не известно. Кроме того, на этой работе будет так называемый прокурорский надзор, то есть ситуация, при которой учитель данного класса вообще не будет присутствовать при ее проведении. Его даже и близко к кабинету не подпустят. На самой же работе будут исключительно эксперты из департамента или преподаватели других школ.

А вот это уже, честно говоря, несколько испугало. Причем, как выяснилось, не только родителей. Изложив данную информацию, классный руководитель заметила, что она тоже боится, но не за себя, поскольку себе пенсию она уже давно заработала, а за детей. Точнее говоря, за их психику.

Откровенно говоря, основания для подобных опасений есть. Мало того, что учащиеся начальной школы пока еще не привыкли к тому, что уроки у них ведут совсем уж незнакомые учителя, так еще ведь и каждому родителю, даже совсем далекому от школы, вполне понятно, что новоиспеченные четвероклассники данную работу хорошо написать не смогут (если вообще как-то смогут).

Читайте также: Ремнем и словом по счастливому будущему

Судите сами: все лето дети отдыхали в свое удовольствие, изредка вспоминая о том, что в сентябре опять начнется учеба, учебников и тетрадок в большинстве случаев не раскрывали вообще (а откуда им взять-то эти учебники, они же их все в конце года сдали). После таких замечательных каникул нужно не меньше полутора месяцев учебы, чтобы они просто вспомнили все, что прошли в прошлом году. И это не мои домыслы, все знакомые мне преподаватели начальных классов называют именно этот срок. Но тут, вместо того, чтобы не спеша приходить в себя после каникул и постепенно включаться в рабочий режим, им нужно будет в экстренном порядке вспоминать огромное количество прошлогоднего материала, причем по всем предметам сразу, ведь неизвестно, какая будет проверочная работа.

Очевидно, что, как бы ученики ни написали эти тесты, само по себе перенапряжение, возникшее при подготовке к работе, вряд ли позитивно скажется на их психике. Причем, заметьте, это перенапряжение случится в начале учебного года. Все, кто работал в школе (а автору этих строк тоже доводилось там работать), прекрасно знают, что такой "сбой" является наиболее опасным для учащихся — некоторые из них аж до конца года так и не могут прийти в себя от данного стресса. Получается, что всего лишь одна проверочная работа может испортить ученику всю учебу в четвертом классе, а ведь это весьма важный период, он является переходным между начальной и средней школой…

В общем, пока родители лихорадочно размышляли над всем этим, в класс вошла заведующая учебной частью и слово в слово повторила то, что до этого нам рассказала классный руководитель. В принципе, нужды в этом не было — мы и так полностью доверяем тому, что говорят нам учителя в этой школе, они никогда не будут бросать слова на ветер. Видимо, она просто хотела лишний раз показать родителям всю серьезность ситуации. И ей это удалось. После ее выступления настроения среди нас стали близки к паническим.

Между тем классный руководитель сообщила, что она знает, что нужно делать. Для того чтобы хоть как-то облегчитьжизньнашихдетей,намвсем надлежит начать повторение пройденного в третьем классе не позже, чем со второй половины августа. А поскольку учебников ни у кого не будет, она сама сделает подборки типичных заданий по разным предметам, которые и следует предложить нашим деткам для упражнений.

После этих слов нам, конечно же, немножко полегчало, но именно что немножко. Конечно, заниматься нужно и летом, кто с этим спорит, однако лишить своих детей половины месяца каникул, то есть солнца, воздуха, походов в лес, купаний и т. п., согласитесь, как-то грустно. Но именно так и придется поступить — ведь с учениками начальной школы очень трудно заниматься на природе или, например, на курорте у моря, ведь они еще не умеют быстро сосредотачиваться и расслабляться. Неудивительно, что после собрания некоторые родители несколько раз помянули совсем не добрым словом чиновников из департамента, которые украли у их и без того перегруженных учебой детей целых полмесяца каникул.

Кроме того, даже если представить себе (попробуйте, у кого хорошее воображение, у меня вот не получается), что ребенок в последние недели августа все-таки будет добросовестно заниматься дома, все равно ему вряд ли удастся без помощи профессионала (то есть учителя) вспомнить большую часть того, что он проходил в третьем классе. И вовсе не оттого, что он лентяй или недотепа, вовсе нет, просто детская психика устроена так, что ребенок не может за короткий срок восстановить в своей памяти большие объемы информации. Интересно, что об этом в принципе знают не только учителя и психологи, но и большинство родителей. А вот чиновникам из департамента это, судя по всему, неведомо. Или же…

Как-то раз один мой приятель сказал, что если в нашей стране чиновник что-нибудь учудит, то невозможно сразу понять, "головотяпство" это или "взлом". Под "головотяпством" он имел в виду обычную некомпетентность, а под "взломом" — умышленные действия. Честно говоря, и в этой ситуации я так и не могу понять, что перед нами: "головотяпство" или "взлом". Ведь это может быть и то и другое.

Если считать, что это пример обычного "головотяпства", то есть те, кто назначал сроки проверочной работы, просто не знали вышеупомянутых особенностей детской психики, то я лично не понимаю, что они до сих пор делают в департаменте образования. Ведь то, о чем мы говорим, — это одна из основ, невозможно как-то составлять программы и руководить работой начальных учебных заведений, не зная специфики детского поведения и особенностей их нейрофизиологии. Ну а если чиновник этого все-таки не знает, значит, он явно не на своем месте. В этом случае становится страшно за всю нашу систему образования — несложно догадаться, что с ней случится через пару лет, если в департаментах сидят такие персонажи.

Однако, может быть, это типичный "взлом" — то есть попытка свести счеты с руководством школы (или даже с конкретными учителями) таким вот интересным образом. Ведь если школьники напишут проверочные работы плохо, то сразу же станет вопрос о том, насколько представители школьной администрации и преподавательского состава соответствуют занимаемым должностям. А по своему собственному опыту я знаю, что если этот вопрос хоть один раз поднимется, то просто так он не "опустится" — обязательно кого-то снимут, понизят, переведут и т. п.

На мысль о том, что таким образом вышестоящее руководство пытается свести счеты со школой, наводит еще и то, что в следующем учебном году данное учебное заведение должно проходить штатное лицензирование. Ну а если результаты работ будут плохими, то, само собой, школа лицензирование не пройдет. Может быть, кому-то из высших сфер ну очень надо, чтобы эти результаты были именно плохими? Если это так, то проверочная работа в сентябре у четвероклассников — это замечательный шанс добиться желаемого, потому что хорошо ее написать школьники не смогут в принципе.

Читайте также: "Двойка" по правописанию для будущего инженера

О том, насколько приемлемы или неприемлемы такие "политические игры", я не берусь судить, однако твердо уверен в одном — в результате данной "разборки", которую затеяли взрослые, пострадают в первую очередь дети. Ведь именно им испортят не только целый учебный год, но и общее впечатление о школе, в результате чего интерес к учебе может пропасть совсем. Интересно, понимают ли те чиновники, кто затеял эту нелепую проверку, что таким образом они не только губят будущее нашей страны (ибо какое будущее может быть у нации, не желающей учиться), но и подрывают доверие детей к взрослым? Может быть, и понимают… В любом случае, с моей точки зрения, всем им надлежит почаще вспоминать одну простую истину: школа — это такое место, где от любых игр взрослых в первую очередь страдают дети.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить