Планы мэрии Москвы по развитию метрополитена не внушают оптимизма

Транспортный коллапс: выход – под землей

В первые месяцы 2011 года московское правительство озвучило планы строительства метрополитена до 2020 года. Если верить официальным заявлениям, за 10 лет будет отстроено более ста километров новых линий метро, что приведет к существенной разгрузке московской подземки и к улучшению качества обслуживания пассажиров.

После принятия первых "судьбоносных" решений практически все центральные московские газеты перепечатали официальные цифры, характеризующие состояние дел в столичной подземке сегодня, а также планы ее развития на ближайшее будущее. Однако реальное содержание этих статистических данных нередко ускользает от рядового обывателя.

К сожалению, официальные СМИ ограничились в основном небольшими обнадеживающими комментариями, призванными успокоить москвичей, страдающих от тяжелой транспортной ситуации не одно десятилетие. "Московское метро станет быстрее, доступнее и комфортнее если не завтра, то в ближайшем будущем.

Планы на это будущее обнародовал новый начальник метрополитена Иван Беседин. По его словам, до 2020 года в столице построят сто километров новых линий метро, в том числе еще две кольцевые", — сообщают "Вести-Москва". Спешит порадовать москвичей и Первый канал, который сообщает, что в ближайшем будущем поезда в московском метро будут ходить чаще, станций станет больше, а пассажиры смогут в реальном времени узнавать о заторах и самых перегруженных линиях московской подземки.

Однако, изучив схемы и перспективные планы строительства метро на ближайшие годы, можно убедиться лишь в том, что московским пассажирам следует готовиться к трудным временам. Если живущим на окраинах, куда придет метро в 2011–2015 годах, станет полегче, то пассажирам промежуточных станций, особенно таких как "Рязанский проспект", "Текстильщики", "Печатники", "Кожуховская" и "Авиамоторная", еще труднее станет штурмовать вагоны, особенно в утренние часы пик. Это связано с тем, что появление станций "Жулебино", "Новокосино" и "Зябликово" неизбежно увеличит нагрузку на трех ветках метро.

Читайте также: Замкнутый транспортный круг Москвы

Напомним, что в настоящее время четыре из десяти линий Московского метрополитена работают с перегрузкой в 30 процентов. По всей видимости, такое положение дел будет сохраняться в ближайшее десятилетие. Увеличение длины старых линий может только усугубить ситуацию, поскольку центральная часть метро итак перегружена, считает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Фото: AP

В текущем году единственным важным событием станет ввод четырехкилометрового участка Люблинской линии, запланированный еще при Лужкове. Станции "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово" откроются только в декабре.

Впрочем, в 2012 году все же планируется начать строительство нового пересадочного контура метро, который может способствовать улучшению качества обслуживания пассажиров (речь идет, в частности, о разгрузке кольцевой линии). Новая ветка, по замыслу проектировщиков, должна соединить станции "Выставочная" и "Савеловская". Правда, пока информация появилась только в отдельных газетных публикациях, посвященных перспективным планам строительства метро. На карте для пассажиров московской подземки среди строящихся линий эта ветка пока не обозначена.

Важным событием для жителей Юго-Западного округа станет открытие новой Солнцевской линии (по всей видимости, не ранее 2014 года). Однако здесь сложность заключается в создании оптимального пересадочного узла. Отказавшись от идеи присоединения новой ветки к перегруженной и без того "Юго-Западной", проектировщики решили подвести ее к станции метро "Парк победы". Для пассажиров такое решение будет не самым удобным.

Так или иначе, возможности строительства новых станций метро, особенно в центре Москвы, довольно ограничены. Поэтому планируется уделить больше внимания развитию наземного транспорта.

Многие специалисты признают, что рыть уже негде: создание новых подземных объектов может быть небезопасным для всей инфраструктуры. Копать глубже — тоже не решение проблемы. Такие станции метро, как "Сретенский бульвар" и "Трубная", построенные в центре сравнительно недавно, страдают многими принципиальными недостатками. Главный из них — большая глубина залегания и отсутствие удобных выходов в город. Так, на станцию "Сретенский бульвар" можно попасть, только пройдя через "Тургеневскую" или "Чистые пруды".

Вопрос о решении транспортных проблем Москвы все больше приобретает политическую окраску. Не случайно новый мэр Сергей Собянин и его соратники во всеуслышание заявляют о своих амбициозных планах. Анализируя планы нового московского правительства, не стоит забывать, что это пока всего лишь планы, которые еще не раз могут поменяться.

Если почитать комментарии на городских форумах и послушать, что говорят люди на остановках в столице, то создается впечатление, что никто уже давно не верит властям (в особенности в том, что касается развития транспорта и социальной сферы). Может быть, и не разумно было бы хаять все подряд и заранее заявлять о том, что бюджетные деньги все равно разворуют, а проекты будут выполнены только на треть… Однако здоровый скептицизм необходим обществу, когда дело касается налаживания транспортных артерий столицы. Если допустить, что программа по развитию метрополитена и наземного городского транспорта столицы превратится в очередную "панаму", то Москва очень скоро станет городом, жить в котором смогут только гастарбайтеры.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить