Дети мигрантов в российских школах

Дети мигрантов — задача без решения

Вместе с ежегодно растущим числом иностранных рабочих в российских школах увеличивается количество учеников, которые по-русски двух слов связать не могут. Дети многочисленных трудовых мигрантов доставляют проблем не меньше, чем их родители: преподавателям непонятно, как обучать таких учеников, да и с одноклассниками общий язык они найти не могут.

Сколько школьников в России толком не знают русского языка, остается только догадываться, равно как и о числе трудовых мигрантов: у власти одни цифры, у экспертов — совсем иные. Единственное, что известно наверняка, — число их растет ударными темпами. Об этом можно судить, например, по все возрастающему количеству жалоб из столичных школ.

Комиссия по делам национальностей и миграционной политике Общественного совета города Москвы даже объявила о своем намерении провести проверку в школах нескольких московских округов с целью выяснить, действительно ли все так плохо, как говорят учителя и родители.

Чаще всего жалуются жители Южного, Восточного и Юго-Восточного округов столицы, где, если верить исследованию риелторов, расположены своеобразные анклавы дагестанцев, осетин и азербайджанцев.

По разным оценкам, школы Москвы и Петербурга на 30-50 процентов состоят из мигрантов, что не может не стать головной болью для преподавателей и администрации. Дети, почти не знающие русского языка, естественно, не могут нормально заниматься, и перед учителями встает дилемма: то ли делить детей на классы по национальному признаку, то ли перемешивать и дотягивать отстающих до нормального уровня. Как дотягивать, тоже не совсем понятно. С одним учеником после уроков заниматься еще можно, а если их 10-15? Да и потом, число мигрантов в некоторых школах просто не позволяет сделать отдельный класс, детей приходится "перемешивать" и разгребать последствия.

"У меня четыре класса, и в каждом в среднем по четыре-пять человек иноэтничных детей. Приходится разрабатывать для них специальную программу по русскому языку, применять специальный подход на уроке. В литературе при изучении произведения приходится иногда учитывать особенности их религиозных взглядов. Не все дети, к примеру, приемлют "Ночь накануне Ивана Купалы" Николая Гоголя. Конечно, они знакомятся с произведением так же, как и все, только у этих детей будет индивидуальное задание по нему с учетом их религиозных особенностей", — цитирует "Учительская газета" учителя русского языка и литературы Ирину Новикову.

Фото: AP

Проблемы в учебных заведениях появляются не только из-за языкового барьера, но и из-за культурных различий. Дети гостей столицы зачастую не воспринимают учительницу просто потому, что в их семье женщина на втором месте. "Ребята не понимают, что нужно делать то, что я говорю. И родители не всегда меня поддерживают. Если мальчик видит, как относится ко мне его папа, то и сам ведет себя так же", — пожаловалась "МК" учительница одной из московских школ. Такое же отношение у недавно прибывших учеников к своим одноклассницам.

Кроме того, дети гастарбайтеров не очень-то идут на контакт с "коренными" соучениками и предпочитают общаться в своем "понаехавшем" кругу. Той самой пресловутой интеграции, которой так жаждут власти, не происходит даже среди семилеток, что уж говорить о куда менее общительных взрослых. Последние годы в школах активно проводилась программа толерантности, которая, судя по всему, особых результатов не принесла. По данным соцопросов, 37 процентов московских школьников негативно относятся к приезжим одноклассникам.

Все эти, мягко говоря, трудности возникли не сегодня, и правительство уже давно ломает голову над тем, как же их разрешить. В 2006 году в столице были созданы специальные школы русского языка, цель которых — как раз подтянуть мигрантов перед поступлением в обычное учебное заведение. Кроме того, дети здесь изучают историю России, традиции, культуру страны.

О том, что одно только обучение русскому языку проблемы не решит, "Правде.Ру" рассказала и член Общественной палаты Любовь Духанина: "Детям нужно оказывать поддержку. Дополнительные модули языка плюс культура, и тогда процесс интеграции будет безболезненным".

Однако у школ, которые, казалось бы, ориентированы на то, чтобы адаптировать детей мигрантов, тоже множество проблем.

Читайте также: В чужой монастырь не со своим законом

По словам директора одного из таких учреждений, семьи учеников не занимаются своими детьми: "Как происходит: сперва приезжие отдают к нам одного ребенка. Видят, что школа — дворец с горячей водой и двухразовым питанием, и на следующий год отдают уже десятерых. Доходит до того, что в каникулы таких ребят приводят в школу уже в семь утра и на весь день".

Директор говорит, что зачастую у детей просто нет мотивации вливаться в новую среду: "Они не желают адаптироваться. И семья нам нисколько не помогает в этом, они тоже не заинтересованы. Если в классе таких ребят мало, они вынуждены принимать правила игры. Но если их много, хотя бы половина, — уже будут проблемы".

Фото: AP

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов считает, что необходимо принять законодательство на уровне региона, в соответствии с которым родители такого ребенка обязаны выучить его русскому языку до поступления в школу, а работодатель обязан оплатить эти расходы. "У института есть большой опыт и подготовки учителей, которые занимаются такими детьми, и работы с детьми. Но, безусловно, это большие расходы", — сказал он "Голосу России".

Вряд ли найдется много работодателей, которые возьмут на себя такое бремя, а какому русскому языку мигранты самостоятельно научат своих детей, можно догадаться по недавнему скандалу в Петербурге. Пару месяцев назад депутат Законодательного собрания города Елена Бабич прошлась по местным рынкам и ужаснулась.

Депутату не понравились слова "ецо", "один дынь" и "сами вкусны памидор". Ее неприятно удивили и надписи на маршрутных такси, которые возят пассажиров к станции метро "Василия Островского" ("Василеостровская"), на площадь "Иса Киевская" (Исаакиевская площадь) и на улицу "Академика Лебедеве" (Академика Лебедева).

Вряд ли учителям станет легче, если в школу придут дети с такими познаниями. Очевидно, нужно другое решение.

К слову сказать, на днях в германской Баварии депутаты парламентской фракции социал-демократов предложили запрещать детям мигрантов посещать занятия в школе до тех пор, пока они в должной степени не выучат немецкий язык. Вместо этого социал-демократы предлагают усилить обучение детей мигрантов немецкому языку в дошкольном возрасте. В частности, сделать обязательным посещение последнего года в детском саду, где особый акцент будет сделан на изучении немецкого.

Кроме того, большие расходы в нашей стране не очень любят, поэтому, видимо, еще долгое время система будет работать по старинке, то есть учителям обычных средних школ придется вечерами заниматься с детьми, которые по-русски двух слов связать не могут.

Что касается пресловутой интеграции, то тут, скорее, вопрос не денег, а желания. Представители многочисленных диаспор и землячеств, наоборот, борются за сохранение своей национальной идентичности, нежели популяризацию русской культуры в среде мигрантов. Вот и получается, что, выйдя за пределы школы, дети приезжих с головой погружаются в свой маленький национальный мир.

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить