Неудовлетворительная работа ФНС

ФНС и Интернет: пишите, Шура, пишите...

Не один год российские власти пытаются приучить сотрудников госучреждений решать вопросы населения посредством интернета. Однако высокие технологии, похоже, глубоко чужды работникам госструктур — ворохи справок и многочасовые очереди куда привычнее и роднее. Эксперты говорят, что удивляться тут нечему — мы пока не доросли до благ цивилизации.

В 2002 году стартовала федеральная целевая программа "Электронная Россия", направленная на внедрение технологий "электронного правительства". Однако в 2009 году президент Дмитрий Медведев с сожалением заметил, что никакого электронного правительства у нас пока, увы, не вышло. "У нас нет никакого "электронного правительства", все это химера", — сказал российский глава. К слову сказать, каждый год ООН составляет так называемый индекс развития "электронного правительства": в 2005 году Россия занимала в нем 56-е место, а в 2009-м рухнула на 72-е. За пару лет мы добрались до 59-й строчки, но, увы, не благодаря внедрению и развитию интернет-сервисов, а из-за высокого уровня образования самих граждан.

О том, что программу, мягко выражаясь, не удалось реализовать, каждый может убедиться на собственном опыте. Еще в прошлом году сотрудник "Правды.Ру" на сайте Федеральной налоговой службы узнал о существовании задолженностей по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Читайте также: Интернетом пользуются 80% детей до 5 лет

Задолженность образовалась в отделении ФНС, с учета которой наш сотрудник снялся еще в 2005 году и с тех пор исправно платил налоги в другой инспекции. Решив выяснить, каким же образом налоговые сборы могут начисляться в двух инспекциях, он написал в ФНС электронное письмо с просьбой разъяснить ситуацию. И получил ответ с благодарностью за обращение и заверением, что "ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в ФНС России, будет направлен в письменном виде на указанный вами почтовый адрес". Произошло это все 13 сентября 2010 года. Спустя два месяца разъяснения получены не были, хотя, по закону, ответить из ФНС должны были в течение месяца. Тогда наш сотрудник отправил еще одно письмо, но воз и ныне там.

Несмотря на попытку президента превратить неповоротливую бюрократическую машину в нечто цивилизованное и удобное, как и 20 лет назад, простому гражданину по любому вопросу приходится ехать в нужную инстанцию и стоять в длинной очереди.

Фото: AP

Стоит сказать, что в рамках все той же "Электронной России", в 2009 году был открыт сайт gosuslugi. ru. Минкомсвязи радостно рапортовало, что благодаря порталу "будет сэкономлено огромное количество времени и людям не потребуется ходить по инстанциям". Услуги через сайт пока мало кто оказывает — в большинстве случаев там можно узнать лишь адреса учреждений, посмотреть перечень необходимых документов и образцы написания заявлений. Для получения 59 услуг через интернет можно подать заявление, а еще 12 можно получить, не выходя из дома. По крайней мере, так говорят в Минкомсвязи. Когда сайт открывался, предполагалось, что уже в 2015 году все госуслуги будут доступны в электронном виде, однако, судя по истории с ФНС, это заявление кажется очень уж смелым.

Самое удивительное, что на нашу просьбу разъяснить ситуацию, в ФНС ответили буквально следующее "С 01.01.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона №59-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 №227-ФЗ) ответ на поступившее обращение в форме электронного документа направляется либо по адресу электронной почты, указанному в обращении, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

В результате внедрения ПО усовершенствован процесс приема, регистрации, систематизации и контроля за своевременным рассмотрением интернет-обращений. При этом большая часть работы с интернет-обращениями в ФНС России проводится в электронном виде, по безбумажным технологиям, то есть со значительной экономией времени и расходных средств. Поэтому поступающие в ФНС России интернет-обращения, как правило, рассматриваются в более короткие сроки, чем это предусмотрено законодательством.

Учитывая вышеизложенное, для определения причин игнорирования направленных через официальный сайт Федеральной налоговой службы обращений граждан необходимо предоставление детальной информации о таких обращениях, а именно регистрационный номер, дата направления и данные об авторе обращения, в соответствии с которой будет проведена проверка предполагаемых фактов нарушения положений Закона № 59-ФЗ".

Эксперты, которых мы опросили, предложили нам совсем иную версию. Так, по мнению управляющего партнера юркомпании Taxadvisor Дмитрия Костальгина, завести сервис — это лишь полдела. С ним нужно научить работать как простых граждан, так и сотрудников ведомств. "У нас был занятный случай с судами, показывающий, как эти службы работают с сервисами. Мы отправляли документы на адрес суда, пояснения, и спрашиваем: "Вы получили?" Они: "Нет". Мы: "Мы же вам на почту оправили?" Они: "У нас почта есть, но мы ее раз в неделю проверяем". Это ярко показывает, как они с этим работают".

Фото: AP

Костальгин считает, что по старинке с чиновниками общаться проще, по крайней мере будут четкие, бесспорные доказательства отправлений жалоб, писем, обращений: "Потому что пока, к сожалению, если человек пользовался сервисом gosuslugi. ru, реально может быть даже проблема с точки зрения судебного процесса, распечатка письма безусловным доказательством не является. Истец должен потратить очень серьезные деньги и заверять эти страницы у нотариуса. Нам часто приходится заверять эти интернет-страницы, это недешевое занятие даже для юридических фирм, тем более если не одну страницу заверять. Поэтому эти сервисы хороши пока только в плане узнать задолженность, получить какую-то информационную поддержку".

Читайте также: Бумажные газеты проиграли онлайн-СМИ

Что касается случая нашего сотрудника, по словам эксперта, проще написать письмо в прокуратуру, а копию — в инспекцию. "Это гораздо быстрей отрезвляет — такая жалоба, — чем бесконечные письма через сайт госсуслуги", — заверяет Дмитрий Костальгин и добавляет, что "было бы здорово, если бы мы зашли на сайт gosuslugi. ru и там было бы написано: 20 тысяч обращений было в ФНС, из них 10 тысяч рассмотрено положительно". "Это бы хорошо повлияло на имидж службы, а сейчас создается ощущение, что люди пишут, а там все сваливается как в черную дыру. Люди тратят время, потому что никто эти запросы не обрабатывает. Это известная проблема именно с интернетом, которая бывает даже у коммерческих фирм. Вы, бывает, форму заказа заполняете и ждете — никто не звонит, куда ушло непонятно", — говорит эксперт.

Однако все в той же ФНС нас заверили, что из 3560 интернет-обращений граждан, которые поступили с начала этого года, 2810 уже получили ответ, а оставшиеся находятся на рассмотрении и "в установленные законодательством Российской Федерации сроки" тоже получат разъяснение из налоговой. Такое заверение звучит несколько странно, учитывая, что на письма, последнее из которых было отправлено 12 ноября, сотрудник "Правды.Ру" ответ так и не получил.

Костальгин не единственный кто считает, что пока полный переход на интернет-общение с чиновниками для нашей страны невозможен. Юристы говорят, что далеко не все сотрудники налоговой умеют пользоваться даже электронной почтой, не говоря уже о более продвинутых программах. Поэтому сначала нужно обучить кадры работать в интернете, а уже потом пытаться ввести "электронное правительство". Пока же единственный эффективный метод — отправить все в ту же налоговую обычное письмо. "Все остальное — блеф и болтовня", — говорят специалисты.

Налоговый юрист Владимир Верещака рассказал "Правде.Ру", что не все так просто и госслужащие не очень-то и виноваты в сложившейся ситуации. "Вы отправили заявление через интернет или, например, налоговую декларацию. Как подтвердить, что этот документ ваш? Есть всего один вариант — электронно-цифровая подпись, которая подтверждает личность человека, но стоит больших денег. Конечно, на сайте вам никто не укажет, что без такой подписи на ваше электронное письмо никто не ответит, потому что это вызовет волну недовольства. Вот и остается той же налоговой обращения игнорировать. У простых граждан в этой ситуации всего один вариант — идти на почту и слать письмо с уведомлением о получении. На него ответят точно, а через интернет слать не надо", — рассказал Верещака.

Стоит сказать, что на смену "Электронной России" пришла новая госпрограмма под названием "Информационное общество", с помощью которой руководство надеется наверстать упущенное. Но если верить тому, что сказали эксперты, и новая программа, по большей части, останется лишь на бумаге. Чуть больше недели назад в Москве состоялось заседание по региональной информатизации под председательством министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. Как сообщает Gzt. ru, по его словам, несмотря на определенные проблемы, в сфере информатизации и электронного правительства есть позитивные сдвиги. "Путь в тысячу миль начинается с одного первого шага", — процитировал китайского мыслителя Лао-цзы глава Минкомсвязи, намекая на то, что основная часть работы все еще впереди.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить