Борьба с пробками

Московские пробки будут побеждены

У нового мэра столицы Сергея Собянина есть серьезный опыт борьбы с пробками в бытность его губернатором Тюменской области. До его прихода в областную администрацию улицы Тюмени, которую называли "столицей сел и деревень", представляли собой печальное зрелище: потоки машин на главных магистралях города просто-напросто были закупорены любым случайным ДТП. Так что первым делом новый губернатор взялся за наведение порядка на тюменских улицах. И начинание свое довел до конца.

С Москвой, конечно, посложнее. Здесь и автомобильного транспорта в разы больше. Да и сама дорожная инфраструктура в таком состоянии, что даже профессор черной магии Воланд здесь бы шею себе сломал, не прибегая к услугам нерадивой Аннушки.

Тем не менее заявленная в числе приоритетных задач нового мэра Москвы Сергея Собянина борьба с пробками приобретает некие очертания. Первые разработки появились уже в ноябре прошлого года, через месяц после вступления градоначальника в должность.

В январе 2011 года была представлена концепция, обозначившая два основных направления работ: автоматизированные системы управления дорожного движения и централизованное управление общественным транспортом.

Выяснилось, что предыдущие московские власти в существующую автоматизированную систему управления дорожного движения "Старт" средств не вкладывали.

Читайте также: День в пробках стоит три миллиарда рублей

Очевидно, это был не "батуринский профиль". Новая власть собирается это упущение исправить. Зона действия "Старта" уже расширена, скоро будет расширена и зона наблюдения. Система предполагает информирование участников дорожного движения о загрузке сети, управление дорожным движением и организацию парковочных зон. Для этого требуется установка дополнительных камер.

А вот информировать водителей будут с помощью специальных табло, которые уже в этом году появятся в центре. Благодаря им при движении из центра можно будет увидеть, как загружены Садовое и Третье транспортное кольцо и как лучше выбираться из города объездными путями. Информировать будут и словами, и цветовыми схемами.

Фото: AP

В течение 2011 года на московских дорогах должны установить 47 электронных табло, которые будут информировать водителей о пробках и путях их объезда, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление руководителя центра телеавтоматического управления движением транспорта столичного управления ГИБДД Игоря Королева. Сначала электронные табло будут отображать перечень улиц, на которых образовались пробки. Позднее текстовую информацию заменит интерактивная карта. Третьим этапом развития подобной информационной системы станет трансляция маршрутов объезда.

Установка информационных щитов станет частью программы организации интеллектуальной транспортной системы, в рамках которой управление светофорами планируется осуществлять на основе данных, полученных от навигаторов ГЛОНАСС/GPS, которые, в свою очередь, планируется установить на общественный транспорт, машины коммунальных служб и автомобили аварийных служб.

Электронные табло будут установлены на самых важных участках столичной транспортной сети. Так, экраны появятся перед съездами на Садовое кольцо и ТТК, а также на радиальных магистралях, движение на которых традиционно загружено в часы пик.

Примет иные очертания и дорожная сеть. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, новые власти откажутся от колец. На смену кольцам придут хордовые линии, которые свяжут магистрали. Также решено отказаться от идеи сделать движение на Садовом кольце односторонним. Одновременно вокруг города будет создан специальный грузовой пояс, где сосредоточатся складские и таможенные терминалы. Эти и другие решения были озвучены в ходе обсуждения программы развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года.

По заявлению Игоря Королева, проблема московского транспортного узла будет решена именно к этому сроку. Уже в ближайшее время будет закончено строительство многих развязок. Будет осуществлен экспериментальный проект по улучшению Варшавского шоссе — там расширят съезды, оптимизируют работу светофорного хозяйства, улучшат пешеходные переходы и сделают карманы для общественного транспорта. Как объяснил первый заместитель руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Ансар Арифулин, Варшавка станет первой, где будет применен комплексный, магистральный подход. Раньше брались только за один перекресток, в результате пробка перемещалась на другой.

"Москве не нужны необычные или одиозные проекты, — считает Михаил Блинкин. — Транспортное планирование — очень рутинная наука с богатым эмпирическим опытом (автомобили живут в городах уже сто лет). Есть реальный опыт городов, "удобных для жизни". Умные корейцы просто перевели английские и немецкие учебники. Теперь перенаселенный Сеул двигается лучше Москвы. Умные бразильцы сделали то же самое".

Но в Москве очень бедная дорожная сеть, констатирует ситуацию Михаил Блинкин. По его мнению, решить проблему пробок можно, только вынудив автомобилиста пересесть на общественный транспорт. Единственный способ давления в этом случае — многократный рост цен на эксплуатацию личного транспорта. "Такого соотношения цен между поездкой на автомобиле и общественном транспорте нет нигде в мире", — заявил специалист. Сегодня у нас "автомобильная халява": человек, покупая машину, считает, что ему придется только уплатить кредит и купить ОСАГО. А вот если парковочная карточка на месяц будет стоить для центра Москвы 1500 долларов, как на Манхэттене, машин естественным образом станет меньше.

 

Хотя даже и от введения столь сомнительного фискального новшества, если оно получит путевку в жизнь, Блинкин оптимизма не испытывает. Москвичам надеяться на то, что транспорт станет быстрым и без давки, не стоит. Будет плохо, но не так плохо, как сегодня.

Читайте также: Роды в пробке — не проблема

Единственное, что утешает: Москва не сразу строилась. И десять лет на улучшение дорожной инфраструктуры для столицы не срок. Хотя…

Прежний градоначальник обещал в течение десяти лет покончить в Москве с "хрущевками". Часть снесли. А вот большинство панельных пятиэтажных уродцев как стояли в спальных районах города, так себе и стоят, пока не рухнут.

У нового руководства — новые заботы. Главное сегодня — извечная российская беда, дороги. Про вторую российскую беду мы скромно промолчим.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру