Центры занятости населения

Центры занятости для галочки

Еще в сентябре 2010 года вышел приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ об изменении порядка регистрации безработных граждан. Изменилась ли жизнь безработных после выхода этих постановлений? Вопрос скорее риторический.

На практике изменения касаются лишь незначительных нюансов в уже существующих законах и скорее носят демонстративный характер. Ведь и по старым правилам отказы от работы сопровождались снятием с учета. Однако, только побывав в шкуре безработного, понимаешь, как работают все эти узаконения на практике.

Начнем с первого шага — со сбора документов. Сам по себе сбор документов не составит труда, за исключением тех случаев, когда прежний работодатель не предоставил в срок справку о доходах. Несколько человек в очереди на бирже труда жаловались, что их прежний работодатель тянет время и под разными предлогами отказывается выдавать справку. В таких случаях остается одно: обращаться в прокуратуру. Граждане, попавшие в подобную ситуацию, оказываются в очень затруднительном положении, как морально, так и материально.

Когда документы собраны, в указанные часы работы пробуем обратиться в районное отделение службы занятости. Если вы раньше сталкивались с какой-либо бюрократической организацией, то для вас не стало бы сюрпризом то, что, придя в разгар рабочего дня, вы вовсе не обязаны быть обслуженными, пусть даже до закрытия остается еще три-четыре часа. Вам скажут, что очередь занимать не стоит, вы все равно не пройдете. У нас целесообразно знать только время открытия учреждения. Формула проста: пришел к открытию — значит, что-то успел. Но, не будем о грустном.

Читайте также: Россия работает без удовольствия

На второй день после первой неудачной попытки являемся на биржу труда за 15 минут до открытия. Двадцать человек уже ждут у крыльца на холодке, а чиновники спешно просачиваются внутрь под неодобрительными взглядами ожидающих. Подходит солидный господин в приличном костюме и занимает очередь, затем отходит, говоря, что ему нужно получше припарковать машину. Через пять минут новенькая иномарка подкатывает к воротам, из нее выходит тот же человек. Тем временем, женщина в новенькой дубленке говорит по телефону со своим знакомым: "Да, конечно ездить сюда из-за этих копеек, кажется, глупо. Но если так подсчитать, у меня за год набегает почти 25 тысяч рублей!" Выходит, среди безработных встречается немало людей, не испытывающих острой нужды.

Фото: AP

Наконец, толпа вваливается внутрь. Здесь много кабинетов и окон, но только в одном окне производится постановка на учет. Люди, уже проведшие в очередях многие часы, говорят, что на прием одного человека уходит не менее 40 минут. Если безработица в Москве превысит 1%, то люди, наверное, будут стоять в очередях неделями и месяцами.

В кабинете инспектора во время приема царит непринужденная обстановка. Женщина с бейджиком, принимая очередного безработного, терпеливо ожидающего своей участи, неспешно заполняет какую-то бумагу, одновременно беседуя по служебному телефону. "Браслет с полудрагоценными камнями? А сколько стоит? Золото какой пробы?… Хорошо… Ну все дорогой, целую. Пока". Дальше происходит еще один не менее интересный телефонный разговор. "Тут меня мама огорошила — говорит, тетя Зина тебя включила в завещание… Я понимаю… Ну зачем?" — недоумевает инспектор. "У каждого свои какие-то домашние проблемы", — доброжелательно подытоживает разговор заведующая и фамильярно гладит ее по голове. "Ты мне всю гриву разлохматила", — отвечает инспектор.

Каждый безработный, побывавший в этом кабинете, уходит из него заряженным позитивом. Вот только в вопросе о поиске работы все обстоит куда более прозаично. Наиболее скандальных товарищей отправляют в дворники. Впрочем, если вести себя вежливо и адекватно, можно вполне рассчитывать на понимание со стороны инспекторов, которые будут подбирать вакансии с учетом образования, опыта работы и расстояния от места жительства. Но, как показывает практика, если долго не можешь устроиться — отправят в Зеленоград на низкооплачиваемую работу, пусть даже и по профессии.

Чтобы хоть как-то решить проблему безработицы, государство направляет средства на переподготовку специалистов, организуя специальные курсы повышения квалификации. На что идут эти средства и насколько эффективны такие курсы? По информации, предоставленной консультантом службы занятости, на работу устраиваются около 30 процентов прошедших переподготовку. Чтобы доехать до отдела переобучения нужно проделать нелегкий путь. Добравшись за полтора часа до Южного Бутова, обращаюсь в 13-й кабинет. Вежливая и внимательная девушка предоставляет мне полный список курсов повышения квалификации. Но далеко не все курсы, указанные в нем, доступны. Набор на курсы иностранных языков приостановлен, а пойти учиться на дизайнера невозможно при отсутствии художественного образования. Это иллюзия выбора: в итоге, ты должен выбирать из двух-трех вариантов, хотя изначально список состоял из нескольких десятков пунктов. Получаю рекомендацию прослушать курсы "Издательское дело", соответствующие самым высоким стандартам. Правда, они находятся в другом округе, в Карачарове, где нет ни одной станции метро поблизости. Плутая по платформам и стройкам, я нахожу, наконец, обветшалое здание Техникума переобучения населения. Женщина, курирующая нашу группу,

Фото: AP
раздает нам обрезки бумаги. На одном из них — программа занятий, на другом — приказ о зачислении. На курсах оказались самые разные люди — от молодых спортсменов и неформалов до научных работников. Среди нас, между прочим, оказалась и девочка-эмо, которая все время протестовала. Она не собиралась никогда в жизни заниматься издательской деятельностью. Ее направили сюда просто так. Надо же куда-то приткнуть это непутевое дитя.

Первые четыре занятия уходят на компьютерный ликбез. Нас учат кликать мышкой по иконке интернета, создавать новые папки, файлы. Почти вся группа, кроме двух-трех человек, откровенно засыпает на занятиях. Да и сама атмосфера техникума поражает своей убогостью: ремонт давно не делался, компьютеры постоянно выходят из строя, что приводит к задержкам в процессе обучения. Программы верстки мы проходили очень поверхностно. Занятие у нас вели молодой человек и девушка без опыта, недавно окончившие такой же техникум. На любой вопрос из группы они отвечали: "Вам это не понадобится". Внятной программы и методических материалов курсов не было. Все увиденное мною совершенно не совпадало с первоначальным описанием, данным консультантом. Тогда я решил обратиться за разъяснениями в отдел переобучения. Однако никому не интересно мнение учащихся по поводу содержания и качества преподавания. Деньги государством уже выделены. Мне предложили доучиться до конца, чтобы не лишать себя стипендии, а преподавателей — зарплаты.

Так что же в итоге? За два месяца получаю восемь направлений на работу редактором (что соответствует квалификации) — и ни одного подходящего. Половина вакансий оказывается либо липовыми (работодатель утверждает, что никаких вакансий у них не былоинет, именно такой ответ мы получили в немецком гуманитарном фонде, который находится в ИНИОНе), либо уже закрытыми. По другим четырем направлениям получаю отказ, так как требования слишком высоки (опыт работы заграницей не менее пяти лет, знание немецкого, французского, английского языков). Окончание курсов, подразумевающих дополнительные возможности трудоустройства, также ничего не дало. Ни один работодатель не воспринял всерьез корочку о повышении квалификации.

Очень часто на бирже труда предлагают гражданам такую работу, которой уже нет. Даже после закрытия вакансии еще подолгу продолжают висеть в базе данных службы занятости, сбивая с толку как инспекторов, так и безработных.

Фото: AP

Чиновники службы занятости нередко напоминают безработным, в том числе и имеющим высшее образование, что по истечении определенного времени нетрудоустройства они обязаны соглашаться на любой неквалифицированный труд. Судя по новым правилам, всех без исключения граждан, состоящих на учете в службе занятости, скоро заставят быть еще менее разборчивыми в выборе будущего места работы. Уже приняты активные меры, чтобы освободить вакансии для коренных москвичей: многих гастарбайтеров (дворников, озеленителей) сократили. Можно себе представить картину недалекого будущего, когда улицы нашего города преобразятся благодаря появлению многочисленных бывших учителей, редакторов, инженеров с метлами и лопатами. Только не понятно, стоило ли государству тратить баснословные средства на подготовку специалистов в техникумах и вузах. Еще в марте 2009 года Собянин заявил, что безработных, отказавшихся от выполнения общественных работ, следует лишать пособия. Надо сказать, что эта идея не нова. Пять лет назад израильтяне, опираясь на американский опыт, пытались осуществить на практике программу "Висконсин", предусматривавшую "содействие" в трудоустройстве всех без исключения безработных. Их направляли на заводы и фабрики, не считаясь с образованием, возрастом, состоянием здоровья. Когда у немолодой женщины, которую направили подбирать бумажки на пляже под палящим солнцем, случился инфаркт, эта новость облетела весь мир.

Читайте также: Безработный, займи себя сам!

Драконовские меры по борьбе с безработицей могут привести только к выдворению безработных на улицу, к многочисленным апелляциям и жалобам в департамент. Многие из тех, кто не согласен с принудительными мерами со стороны государства в вопросе трудоустройства, просто вынуждены будут искать другие источники дохода, возможно, не вполне официальные, а наиболее отчаянные пополнят ряды криминала.

Как бы там ни было, сегодня на эффективную помощь со стороны чиновников в вопросе трудоустройства рассчитывать не приходится. На самом деле, огорчает даже не сам факт безразличия государства и общества к проблеме безработицы. Ведь ежегодно на выплату пособий и организацию курсов повышения квалификации выделяются немалые средства. Безработным оплачивают поездки на общественном транспорте, для них организуются ярмарки вакансий. Больше всего огорчает другое: эффективность средств, потраченных на переобучение и трудоустройство, оказывается крайне низкой. Одних безработных заставляют ездить по организациям и подписывать бесконечные отказы, других посылают на курсы, на которых ничему невозможно научиться. Грустно сознавать, что в центрах занятости населения сегодня все делается исключительно для галочки.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить