ВИЧ - просто диагноз или дискриминация?

Довольно символично, что именно 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, Светлана Изамбаева добилась через суд компенсации морального вреда за то, чиновники не разрешали ей оформить опеку над младшим братом. Причина отказа: у Светланы ВИЧ-позитивный статус.

Теперь все вроде бы встало на свои места: Саша и Света вместе и добились компенсации — 20 тысяч рублей каждому.

Эта история началась в феврале 2009 года, когда умерла мама Саши и Светы. На тот момент десятилетнего мальчика отправили сначала в Центр реабилитации Чебоксар, а затем в чужую семью в селе Игорвары. Его 28-летняя сестра пыталась оформить опеку, но безрезультатно: ВИЧ-инфицированной женщине не хотели доверять воспитание ребенка. И это несмотря на то, что Света вполне успешная женщина: замужем, воспитывает двоих детей и руководит благотворительным фондом.

Как сообщает "Открытое информационное агентство", в апреле 2009 года Светлана обратилась в орган опеки и попечительства администрации Цивильского района Чувашии с заявлением о назначении ее опекуном Саши, однако 20 мая того же года ее просьба была отклонена в связи с тем, что она состоит на диспансерном учете с диагнозом ВИЧ-инфекция.

Читайте также: Ученые нашли причины иммунитета к СПИДу

"Если в дальнейшем наша медицина дойдет до того, что сможет победить эту болезнь, то, конечно же, мы будем рады назначить ее опекуном несовершеннолетнего брата Саши", — заявляла тогда Первому каналу специалист по опеке и попечительству администрации Цивильского района Татьяна Антонова.

Пока Света пыталась оформить опекунство, с братом она виделась очень редко, приемная мама не отпускала мальчика: "Говорит, еще заболею СПИДом, поэтому не отпускает. Приедешь потом с каникул, нас заразишь, всех заразишь. Все время так говорит и никогда не разрешает мне ездить к сестре", — делится Саша.

Светлана — одна из самых известных в Татарстане защитников прав ВИЧ-инфицированных. Она утверждает, что в нашей стране дискриминация больных СПИДом очень сильна: "Необходимо заниматься образованием и просвещением людей, сообщать им, что ВИЧ-положительные люди не опасны для окружающих, что вирус не передается в быту, а только через кровь и половые контакты. К сожалению, сейчас большинство людей боятся ВИЧ-положительных, отсюда дискриминация и стигматизация. Когда мы были на концерте Пола ван Дайка, там многие молодые люди говорили нам, что ВИЧ передается через поцелуи, — сетует Изамбаева в беседе с "Татар-информ". — Это идет от элементарного незнания".

В октябре 2009 года приемная семья расторгла договор опеки, чтобы Сашу отдали сестре, но это не помогло. Суд не встал на сторону Изамбаевых, и мальчик попал в Чебоксарский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте также: Российские ученые создали вакцину от СПИДа

По словам мальчика, это были худшие дни в его жизни: "В детском доме у меня украли телефон и плеер, там не было горячей воды, ее все время отключали, и мы не могли нормально помыться в душе. Когда мы ездили в детский лагерь, у меня появились вши. Кроме того, в детском доме на меня напал мальчик, который был намного старше меня, и побил. Он просто подошел ко мне сзади и начал избивать. Я не мог оказать ему сопротивления, поскольку он был сильнее. После всего этого мне было неприятно находиться в детском доме — я чувствовал себя беззащитным и униженным и хотел поскорее покинуть это место. Я продолжал ждать и надеяться, что все скоро закончится и я перееду к Свете, увижу своих племянниц, друзей, с которыми я познакомился, когда приезжал в гости в Казань. До сих пор я не понимаю, почему меня не могли отдать сестре без всех этих судов, я же сам хотел жить со Светой, неужели кому-то надо было что-то еще?"

И вот спустя год мучений и мытарств 11 марта 2010 года Верховный суд Татарстана поставил точку в этом деле, оставив в силе решение Авиастроительного районного суда Казани, который 25 января 2010 года обязал чувашских чиновников оформить опеку над Сашей в пользу Светланы. 19 марта 2010 года постановлением главы администрации Калининского района Чебоксар Изамбаева была назначена опекуном брата и в тот же день забрала его домой в Казань.

И вот спустя еще почти десять месяцев Изамбаевы добились компенсации за свои страдания. Да, сумма небольшая, но, может быть, сам прецедент заставит чиновников задуматься, перед тем как принимать те или иные решения только на основании диагноза ВИЧ.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить