Аварийно севший самолет поставлен на крыло

Это авиапроисшествие войдет в скрижали современной российской авиации: якутские летчики умудрились посадить аварийный лайнер 154М на заброшенном таежном аэродроме. Экипаж получил высокие правительственные награды. Почти забытым оказался лишь начальник скромного аэродрома, долгие годы содержавший "взлетку" в идеальном состоянии…

Пожалуй, впервые за последние годы небесное происшествие войдет в скрижали российской авиации не как пример того, как не надо делать. Авиапроисшествие, случившееся с якутским самолетом, наоборот, показало, как нужно себя вести в трудной летной ситуации. В первый раз выводы правительственной комиссии, исследовавшей причины происшествия, привели не к наказанию летчиков и наземных служб, а к их поощрению…

Итак, ставший уже легендарным лайнер Ту-154М, совершивший 7 сентября нынешнего года аварийную посадку на заброшенном аэродроме в Коми, снова готов к взлету. Специалисты из Якутии, из мирнинского авиапредприятия "Алроса", заменили двигатели лайнера на новые, он уже может взлететь самостоятельно. Сейчас ждут разрешения на полеты от Росавиации. Почему-то нет сомнений, что взлет пройдет нормально… Лайнер должны перегнать воздухом в Самару, на капитальный заводской ремонт.

Читайте  также: Русский пилот "увел" самолет у боевиков-потрошителей

Сегодня, через два месяца, наверное, уже можно делать не "правительственные", а, так сказать, человеческие выводы из тех событий. Какое-то удивительное совпадение трагических случайностей и героических чудес! Напомним: на пассажирском Ту-154М авиакомпании "Алроса-авиа", совершавшем рейс из Полярного (Якутия) в аэропорт "Домодедово" с 72 пассажирами на борту, на высоте десять километров вдруг отказало почти все электрооборудование. Вышли из строя система энергоснабжения, оборудование навигации и радиосвязи. Самолет был потерян наземными службами слежения. Летчики вели самолет вручную. Нетрудно представить состояние экипажа: приборы не работают, управление самолетом затруднено, под крыльями — сплошные леса. Куда садиться?!

Крен и дифферент пришлось мерить… стаканом с водой, по уровню и наклону жидкости по отношению к краям сосуда. Топлива в баках — минимум. Снижение борта продолжается. И вдруг! Один из летчиков замечает в зеленом море тайги что-то вроде взлетной полосы. Развернулись, пролетели еще раз. Точно! Штурман перебрал в памяти приметы всех аэродромов, что значились на гражданских картах. Ну не должно тут быть "взлетки"! И тем не менее она была.

Фото: AP

Не садиться было уже нельзя. Больше самолет никуда не дотянет. Горючее на исходе, и без приборов никакой штатной "взлетки" просто не найти. Это потом летчики узнали, что полоса бывшего военного аэродрома "Ижма" в Республике Коми могла по-штатному принимать только небольшие по сравнению с Ту-154М самолеты типа Як-40 и АН-24. А в последние годы там вообще садились только вертолеты, да и то очень редко. Летчики рискнули — не падать же прямо в тайгу!…

И сели. Лайнер получил лишь незначительные повреждения, выкатившись на 200 метров за пределы короткой "взлетки". Очевидцы отмечали, что ни в салоне лайнера, ни в кабине пилотов не было никакой паники. Эксперты из правительственной комиссии потом отмечали, что именно отсутствие паники позволило экипажу успешно принимать нестандартные решения.

Технически причина отказа энергосистемы самолета, по выводам комиссии, звучит так: "тепловой разгон аккумуляторов". А психологическая причина чудесного спасения — твердость духа, самообладание и отличная профессиональная подготовка летчиков.

Президент России Дмитрий Медведев наградил экипаж якутского Ту-154М достойно, по заслугам: командирам самолета Андрею Ламанову и Евгению Новоселову присвоено звание "Герой России" за "мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях". Остальные семь членов экипажа награждены Орденом мужества: это штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов.

И вот тут есть нюанс. Что бы было, если бы полоса таежного аэродрома в Ижме не содержалась почти в идеальном порядке? Катастрофы было бы не миновать. Начальник взлетной площадки "Ижма" Сергей Сотников, долгие годы содержавший полосу в нормальном рабочем состоянии, был награжден почетной грамотой Росавиации. Хотя, кажется, и он мог бы претендовать на звание Героя России или хотя бы на Орден мужества — за то, что не "забил" на свою будничную работу, как часто бывает в подобных ситуациях. Специалисты отмечали, что именно приличное состояние полосы, на которой не было трещин, ухабов и других неровностей, позволило аварийному самолету нормально приземлиться. В общем, Ту-154М спасли не только героические летчики, но и добросовестный начальник Ижмы. Согласитесь, в наше время Героя можно присваивать просто за многолетнюю будничную добросовестность…

Все самое интересное читайте в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить