Школьный звонок на киноурок

Историю в школах изучали всегда, и не у всех она была любимым предметом. Но вот история кино, за введение которой в школьную программу ратует известный режиссер Сергей Соловьев, вряд ли окажется очередным статичным дополнением к урокам. Правда, повезло с такой новой дисциплиной пока только школьникам Ханты-Мансийска.

Возникла эта идея у режиссера тогда, когда он первый раз проводил в Ханты-Мансийске фестиваль кинодебютов "Дух огня". Именно на периферии, а не в столице подобные фестивали пользуются огромным успехом. И Соловьев обратил внимание, с каким интересом именно дети смотрят работы участников фестиваля — ведь альтернативы у них нет, только телевизор да американские премьеры в городских кинотеатрах.

А ведь именно подрастающее поколение наиболее восприимчиво к настоящему искусству. Режиссер провел беседу с мэром Ханты-Мансийска, и вот уже несколько лет "История кино" входит в школьную программу всех городских средних учебных заведений.

Однако пока эта образовательная новинка не получила распространения по всей стране. Тому есть несколько причин. Во-первых, у нас настороженно относятся к свежим идеям. Во-вторых, если внедрять новый предмет на всероссийском уровне, то тут нельзя обойтись без Министерства образования, а российские чиновники во все времена отличались бюрократизмом и медлительностью в принятии новых веяний. В-третьих, общественность против перегрузки и без того слишком объемной школьной программы дополнительными предметами.

Действительно, так ли хороша идея и насколько она поможет возрождению культурного процесса, как уверяет Соловьев? Здесь стоит вспомнить одно недавнее событие — 90 лет со дня рождения Сергея Бондарчука. Тогда в некоторых СМИ появились биографические очерки, в которых Бондарчук-старший указывался в качестве режиссера… фильма "Молодая гвардия". Который, как известно, снял Сергей Герасимов. Казалось бы, действительно, откуда новому поколению помнить давнишний фильм? Но это ведь, простите, не просто фильм, а культурное достояние, без знаний о котором невозможно понимание исторического и культурного процесса (а ведь он развивается по своим законам!). Нельзя понять сегодняшнее, в разрыве со вчерашним.

Читайте также: Несбывшаяся мечта Сергея Бондарчука

Кино отличается от других искусств тем, что более полноценно отображает идеалы и умонастроения своего времени, соединяя народные массы и носителей культурных ценностей. Поэтому кинофильмы для культурного процесса не менее важны, чем, скажем, эпохальные произведения литературы, архитектуры и живописи.

Фото: AP

Власть качественного кино на умы зрителей колоссальна. Чего стоит только киношный образ Чапаева, который полностью затмил и вытеснил образ своего прототипа. И идеология здесь не важна — со временем она стирается, а остается только произведение искусства, которое актуально во все времена. Которое учит создавать и дает образец качества.

Литературу в школах преподают издавна, но ведь кино — искусство более молодое, появившееся гораздо позже. И теперь, когда оно занимает такое весомое положение, действительно стоит задуматься — а почему бы его не сделать предметом школьной программы? Для воспитания подрастающего поколения всегда бесценно то, что жизненно. И прививать у детей вкус к хорошему можно и на примере классики кинематографа. Ребенок, который в детстве просмотрел киношедевры, вряд ли будет восторгаться глупыми и пошлыми комедиями или, открыв рот, смотреть примитивные боевики.

И если уж кино имеет такое влияние на подрастающее поколение, то действительно непростительно не использовать это влияние во благо. Например, психологи уверяют, что именно фильмы и мультсериалы со сценами насилия влияют на характер ребенка, приводя к нарушениям психики различной степени тяжести. Однако вряд ли стоит ожидать, что телевидение сменит курс на разумное, доброе, вечное, а в кинотеатрах примутся показывать старые экранизации Шекспира. Конечно, здесь должны постараться и родители, но ведь не каждый может позволить себе собрать дома коллекцию мировой классики — многие родители и сами-то смотрят что попало, да и времени не у всех хватает, не уследишь за всем, что смотрит ребенок в свободное от родителей время.

И вот здесь неплохо бы было, если бы школа взяла на себя воспитание ребенка и в этой области. А излишней нагрузки опасаться не стоит — знания, полученные при просмотре киношедевров, будут восприниматься детьми не как принудиловка, а как приятное разнообразие между классическими дисциплинами вроде химии и физики.

Вряд ли один урок в неделю сильно повлияет на общую нагрузку. Но, все же, видимо гениальная идея Сергея Соловьева еще долгое время будет локализована в рамках одного города. Хотя и эта первая ласточка уже внушает оптимизм. И не исключено, что все-таки рано или поздно режиссеру удастся достучаться до чиновников и российские школьники получат новый предмет, который, по мнению Соловьева, колоссально повысит общий уровень культуры в России.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *