Facebook как соблазн себя придумать и потерять

Люди, проводящие много времени в социальных сетях, склонны к нарциссизму, не уверены в себе и имеют низкую самооценку. К такому выводу пришли канадские психологи, которые в рамках масштабного исследования изучили 100 профилей, принадлежащих пользователям Facebook — одной из популярнейших сетей в мире, объединяющей около 500 миллионов человек.

Социальные сети заменили нашим современникам балы и дискотеки — те места, где завязывались знакомства. Если раньше для того, чтобы понравиться окружающим, прихорашивались внешне, то теперь "прихорашивают" свою страничку. Ученые пришли к выводу, что люди с низкой самооценкой считают свой профиль пользователя наилучшим средством для самореализации.

С каждым днем все больше людей предпочитает знакомиться через социальные сети, стремясь реализовать естественную для человека потребность общения. Согласно исследованиям специалиста в области киберпсихологии Сорайи Мехдизаде (Soraya Mehdizadeh) из Университета York в Торонто, в последнее время при виртуальном общении выявляется стремление повысить свою самооценку. Для этого пользователи прибегают к "макияжу" своего профиля, а именно — размещенного в нем текста и изображений.

Работа Мехдизаде основана на исследовании 100 профилей студентов Университета в Торонто (50 женщин и 50 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет) в сети Fаcebook — одной из самых популярных в мире сетей, насчитывающей около 500 миллионов пользователей. Выбранные личные странички тестировались на предмет уровня самооценки их владельцев и склонности этих пользователей к нарциссизму.

Смотрите видео по теме

В итоге Сорайя пришла к выводу, что большинство пользователей Facebook являются нарциссистами (нарциссизм (narcissism) — чрезмерная самовлюбленность, а также ощущение собственной чрезмерной важности). Такие люди обладают в Сети властью, которую не имеют в реальной жизни: они и внешне, и духовно выглядят в глазах окружающих исключительно так, как им хочется даже в мелочах. Причем, особо не беспокоясь о девиртуализации созданного образа — ведь она возможна лишь при личной встрече.

"Существует прямая корреляция между нарциссизмом и саморекламой, присутствующей в тексте, фотоизображениях профиля, и комментариях пользователей Facebook", — пишет Мехдизаде в своей работе. Причем мужчины, чаще всего, предпочитают преувеличивать разными способами свои умственные возможности, таланты и остроумие. А вот женщины, в основном, пытаются добиться самореализации через свои изображения (в том числе и при помощи "фотошопа").

Фото: AP

Смотрите видео "Беседы о Рунете"

"Facebook сильно изменился, поскольку изменились профили его пользователей", — пишет автор исследований. Если раньше при знакомстве в Интернете очень часто интересовались: "Чем ты занимаешься?", то сегодня, в основном, спрашивают: "И что ты об этом думаешь?". То есть задают вопрос, намного более близкий к нарциссизму, чем первый. Многие в реальности не решаются говорить правду о своих чувствах и мыслях, а вот виртуальные нарциссисты не испытывают такой робости, поскольку красиво врут.

Одной из неотъемлемых характеристик социальных сетей является анонимность пользователей. В самом начале, так сказать, у истоков, она была вызвана техническим несовершенством передачи информации. Именно по этой причине пользователи прибегали к псевдонимам (никам) и стандартизированным фотографиям (аватарам) для своей персонализации. Со временем Сеть завоевали люди, которые перестали соотносить себя со своей страничкой в Интернете, и стали строить новое виртуальное "я", часто не имеющее ничего общего с реальностью. Профиль превратился в некий щит для пользователей с низкой самооценкой, а общение в сети — в возможность убежать от "мерзостей жизни".

Читайте также: Запретный сайт сладок

Однако социальные сети создают собственный реальный мир, существующий в неком параллельном измерении. Здесь виртуальные персонажи постепенно превращаются в людей из плоти и крови, со своими друзьями и с жизнью, которая насыщена событиями, не прожитыми в реальности. Например, пользователи обмениваются впечатлениями о непрочитанной книге или присваивают чужой сексуальный опыт, почерпнув сведения из Интернета. Этот феномен и является предметом исследования ученого из Канады.

Психологическое тестирование пользователей Facebook показало также негативную корреляцию между самооценкой и активной деятельностью. Действительно, нарциссисты с низкой самооценкой часами "сидят" в социальных сетях, создавая и поддерживая свой лакированный виртуальный образ. В итоге драгоценное время уходит не на попытку добиться успеха в реальной жизни.

Более того, если раньше в сетях мужчины создавали женские профили и наоборот, то сейчас в сетях господствуют те, кто при умелом макияже подает себя в наиболее выгодном для сообщества свете.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь".

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы facebook
Обсудить