Пьер Ришар едет в Россию... на экзамен

20 и 21 сентября в Москве состоятся спектакли "Пьеру Ришару. До востребования" — это автобиографические постановки знаменитого "высокого блондина", где он создает свой автопортрет из ответов на многочисленные письма, которые идут к нему со всего мира от самых разных людей.

И, отвечая на эти письма, Ришар приподнимает маску комедийного актера, открывая лицо пожилого, прожившего непростую жизнь человека, который не безразличен к тому, что сегодня происходит в мире. О премьере, ожидающей российского зрителя, читателям "Правды.Ру" рассказал генеральный директор театрального агентства "Арт-Партнер XXI", театральный продюсер Леонид Семенович Роберман:

— Как воспримет российский зритель на театральной сцене Ришара, которого привык видеть в комедиях в кино?

— Все мы, когда идем в театр, чего-то ожидаем. Например, что оправдают те надежды, с которыми мы сюда шли. Думаю, что зритель, который купит билеты на спектакль "Пьеру Ришару. До востребования", будет очень разный. И разными будут ожидания — ведь каждый придет с чем-то своим. Но об одном можно с уверенностью сказать: фильмы Пьера Ришара всегда являлись кусочком радости, кусочком счастья.

Человек приходил в кинотеатр и ненадолго забывал о том, что он живет в "хрущевке", что в холодильнике пусто, о том, что есть серый советский строй. И я очень надеюсь, что зритель будет ждать от этого спектакля такого же "просветления": он ведь придет с тайной надеждой проверить — а не ошибался ли он тогда? А действительно ли это — тот самый Пьер Ришар? Не постарел ли он за это время? Остался ли он тем самым человеком радости, человеком-сюрпризом, человеком-неожиданностью, которого ему так не хватало в жизни.

А вот оправдаются ли эти ожидания — зависит не только от Пьера Ришара, но и во многом от самого зрителя. Если он придет с настроем, что в те времена все было плохо, а Пьер Ришар — средний артист из примитивных комедий, то он это и увидит. Словом, каждый найдет в спектакле то, зачем он пришел. Придет за радостью — найдет радость.

Читайте также: Йоэл Лехтонен обещает "Панику" и шок для театральной Москвы

— Постановка именно этого спектакля в России — это был выбор самого Ришара, который неоднократно бывал здесь и знает нашу страну?

Фото: AP

— Нет, он изначально поставил этот спектакль во Франции и решил ездить с ним туда, куда пригласят. И мы его пригласили. Пригласили потому, что знаем — Россия, одна из немногих стран, где Ришара по-настоящему любят, где его очень хотят видеть и могут оценить уровень мастерства этого артиста.

— Сын Ришара, Оливье Дефей, первый раз прибывает в Россию?

— Да, он здесь впервые. Более того, должен был быть задействован в спектакле (играть на контрабасе) и другой сын Ришара, но он заболел и не смог приехать. Поэтому Ришар взял в Россию Оливье. Для самого Пьера Ришара это очень нелегкая поездка. Иначе бы он не репетировал месяц перед приездом сюда, не уточнял бы пьесу, не переписывал бы ее неоднократно.Для него это тоже будет своеобразный экзамен, к которому он очень тщательно готовился.

— Спектакль "Пьеру Ришару. До востребования" - антреприза, как и другие ваши спектакли. Насколько отличаются возможности антрепризы от возможностей театра с постоянной труппой?

— Здесь нет готового ответа. Если сказать, что антреприза дает больше возможностей, чем театр, то тогда нужно спросить — а почему у нас до сих пор нет антрепризы такого же уровня, как театр Петра Фоменко или театр Марка Захарова? Здесь все зависит только от одного — кто стоит во главе. Какой уровень задан. Вот есть Петр Фоменко — это высочайший уровень.

И вот когда в антрепризе появятся такого рода люди, тогда можно будет об этом говорить. Я давно работаю в антрепризе. Можно сказать, пионер этого явления в России, но мне пока не удается дойти до такого уровня. Почему? Ответ прост — антреприза, это искусство большого компромисса. До тех пор, пока мы будем заниматься компромиссами, будет так. Это не означает, что не надо ставить легких французских или итальянских пьес, их можно ставить, но только нужно делать это по-другому. Антреприза — это просто еще одна возможность реализоваться в театральном микроклимате.

И замечательно, что ее возможности становятся шире. Но только нужно уметь ими пользоваться. Ведь состояние театра сегодня вообще плачевно. Оно такое же, как и общее состояние страны. Театр же ничем не отличается от остальных сфер человеческой деятельности. Бернард Шоу в свое время говорил, что "уровень развития нации определяется уровнем отношения к театру". Я бы добавил к этому, что каков театр — такая и страна, и наоборот. Все проблемы в стране отражаются на театре.

— Сейчас проходит много международных театральных фестивалей и спектаклей зарубежных режиссеров, на которые зритель идет охотней, чем в отечественные театры? Чем вызван такой интерес?

— Это происходит потому, что российский театр стал терять свою публику, терять доверие зрителей. Зритель не верит, что отечественный театр может быть сегодня также интересен, как заграничный. Это тревожный сигнал. И это не значит, что все спектакли и все театры, которые привозят, лучше российских. Это далеко не так. Русский театр — очень сильный.

Фото: AP

Читайте также: Москва: время сносить памятники?

Но чем опасно подобное недоверие? Вот, например, когда пожар, сразу виден огонь, и понятно, что все сгорит и исчезнет, если его не погасить. С театром по-другому. Здесь критическая ситуация опасна тем, что она проходит невидимо. А последствия — необратимы. Когда сгорят деревья или дома, это ужасно, но их можно восстановить.

А если погибнет культура, мы просто в один прекрасный момент поймем, что стали бездуховной нацией, нацией фаст-фуда. И может быть, людям, обеспокоенным судьбой театра уже нужно выйти на его защиту. Проблема театра — это не узкопрофессиональная проблема. Она касается всех — и театралов, и зрителей, и вообще всех жителей страны.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *