Советский детский сад — это лучшее, что можно было придумать для детей

Сегодняшняя ситуация с образованием в России настолько противоречива, что каждый день ломается немало копий за и против существующей системы. Много говорят о реформах в школах и институтах. Но ведь есть в образовании и еще одна, начальная, но, быть может, самая важная ступенька — дошкольное образование, которому сегодня, пожалуй, уделяется гораздо меньше внимания, чем любому другому.

И новые федеральные требования к программам дошкольного образования мало что меняют. О том, насколько важно дошкольное воспитание и что должны знать родители о существующих программах, применяемых в детских садах, читателям "Правды.Ру" рассказала доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания при педагогическом факультете МГГУ им. Шолохова Татьяна Семеновна Комарова:

"В нашей стране всегда было традиционным приведение в соответствие документов по поводу воспитания и образования подрастающего поколения с распоряжениями руководящих органов, в частности, Министерства образования и науки. Сейчас оно выпустило приказ, которым определяются новые требования к основным образовательным программам дошкольного воспитания.

В этих требованиях определяются направления развития детей — физическое воспитание и здоровье, интеллектуальное воспитание, коммуникативное воспитание навыков и художественно-эстетическое воспитание. Основное внимание должно быть направлено на развитие ребенка. Ведь, как говорил в свое время ученый Василий Васильевич Давыдов: "Воспитание и развитие не могут существовать по отдельности, воспитание должно служить развитию ребенка".

Читайте также: Кто придумал 1 сентября

Именно в этот, дошкольный, период детства закладываются основные способности ребенка, которые базируются на сенсорном развитии, то есть развитии органов чувств и — главное — рук и проводящих путей в кору головного мозга. Недаром японцы говорят: "Ум ребенка — на кончиках пальцев". И на этом должна быть основана работа с детьми и разработка программ.

Фото: AP

В 2007 году был опубликован всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу программы образования. И фактически весь этот доклад был посвящен тому, что надо воспитывать ребенка буквально с первых дней его жизни, а еще лучше — и в перинатальный период. Так как именно тогда закладываются основы всего развития. В жизни больше нет такого периода, когда бы растущий человек так энергично и так успешно осваивал бы окружающий мир и свое положение в обществе. Это самое важное время. В советские годы ученые много занимались разработками программ по дошкольному воспитанию. Например, Джанни Родари говорил: "Советский детский сад — это лучшее, что можно было придумать для детей".

И сегодня тоже крайне важно, чтобы новые программы дошкольного образования разрабатывались специалистами, имеющими не только теоретические знания, но и богатый практический опыт. Очень важно понимать, как будут строиться взаимоотношения с родителями. Они должны видеть, что мы, педагоги, любим этого ребенка, знаем его, беспокоимся о его психологическом и эмоциональном благополучии. Конечно, добиться этого очень трудно.

Ведь дети очень доверчивы. Но если их ожидания обманутся, то они очень переживают и осознают, что человек, который был рядом с ними, не помогал им в нужной степени. Дети очень чутки к нашему отношению к ним. Поэтому важно, чтобы человек, пишущий руководство длявоспитателя, знал этот труд на личном опыте. А иначе получается, что приказы, поступающие в дошкольные учреждения как руководство воспитателям, вредят детям.

Вот недавно я читала лекции воспитателям. И одна из слушательниц задала мне вопрос о рисовании человека детьми. Оказалось, что их упрекнули в том, что их дети не умеют рисовать человека "правильно" — то есть, например, рисуют на руке не пять пальцев, а то три, то четыре, то два. В диагностических методиках заявлено, что необходимо строго следить, чтобы ребенок рисовал именно пятипалую руку. Я была возмущена. Оказывается, в диагностике Керна-Йерасека, еще в начале прошлого века действительно было такое требование. Тогда полагали, что если дети не рисуют пять пальцев на руке, то это означает недоразвитие умственных способностей. Но ведь современные психологи придерживаются совсем иного мнения!

Тогда, может быть, ученые и были искренне убеждены, что ребенок должен четко рисовать руку, как она есть. Но на самом деле это выдумка. Ребенок, рисуя, ведь не считает пальцы, он просто обозначает руку — для него количество пальцев не имеет значения. Иногда он рисует вообще без пальцев. Спрашиваешь, а почему у тебя тут такая рука? А потому, что я сжал ее в кулак. То есть, у ребенка своя, отличная от взрослых, логика и мы должны учитывать именно ее. И таких тонких моментов, которые должны учитываться при разработке программ, очень много.

И еще важно, чтобы программа была написана простым языком, потому что воспитатели не знают многих терминов, вошедших в нашу речь. Как, например, можно развивать креативность, если воспитатель толком не понимает, что это такое? Эти моменты тоже нужно учитывать. Чтобы и ввести новые термины, но и сохранить простой и красивый русский язык. Ведь ребенку ни к чему усваивать многие иностранные слова, пока он не овладеет еще своей речью.

Фото: AP

Ребенок должен знать свой родной язык. Вот американцы почему-то не усваивают многие русские слова, да и вообще, ни в одной стране мира я не видела такого педалирования иностранного языка на улицах города, в учреждениях, как сейчас в России. И если ребенок живет в семье, где преобладает такой сленг, то потом для него чистый русский язык звучит, как китайская грамота. А ведь еще Ушинский говорил, что родной язык — это глубокая школа, незамутненный колодец, из которого человек черпает всю свою жизнь.

Читайте также: Идеальная семья — без детей?

Вообще же, работа воспитателя требует очень серьезной подготовки. Ведь им надо научиться понимать и любить детей. Как говорил в свое время педагог и ученый Каменский, учитель должен любить каждого ребенка — и больного, и здорового, и красивого, и некрасивого, и богатого, и бедного. А у нас сегодня большое расслоение в обществе и очень маленькая зарплата у воспитателей. Поэтому воспитатель, не успев еще получить квалификацию, добытую опытом, сразу понимает, что на эти деньги он жить не может. Поэтому и идет такая смена кадров в дошкольных учреждениях.

Хотелось бы больше внимания к дошкольному воспитанию, учитывая значимость этого возраста. Поэтому надо обязательно создавать дошкольные учреждения. Ведь ребенок живет среди людей, а мы знаем, что жить в обществе, и быть свободным от общества никак нельзя. Хотелось бы, чтобы Министерство больше внимания уделяло дошкольным учреждениям и развитию дошкольной педагогической науки".

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить