Зрелость замедленного действия

В последнее время психологи все чаще подмечают признаки "замедленного развития" поколений. Молодые люди перестали стремиться к самостоятельности и продолжают жить с родителями даже после того, как им уже перевалит за тридцать.

Великовозрастные маменькины сынки перестали быть нонсенсом или синонимом слова "извращенец": все, вроде как, понимают, что в сложных экономических условиях выгоднее жить одним домом, чем разъезжаться по разным. Женщины откладывают рождение первого ребенка до тех пор, пока климакс не замаячит в непосредственной близости, а уж про создание семьи и говорить нечего. Так называемые гражданские браки превратили официальный союз в формальность, нужную лишь поборникам бюрократии и девицам, мечтающим о штампе в паспорте.

Читайте также: Как включить родительский инстинкт

Осталось только обобщить все эти пугающие тенденции и свести к одному, что и сделали недавно американские психологи. Традиционный цикл социального развития прекратил свое существование, считают они, потому что все ключевые моменты взросления человека сместились во времени на более поздние сроки. Пока процесс продолжается, все кажется не таким страшным, но уже сейчас ясно: нежелание становиться самостоятельными и брать на себя ответственность свидетельствует о том, что люди самым коренным образом изменились. А значит, меняется общество — и наша жизнь в целом.

Смещение цикла начинается примерно с двадцатилетнего возраста. По его достижении предполагается, что человек перерастает иррациональное подростковое желание "отпочковаться" от родителей и стремится к настоящей независимости, постепенно осознавая все связанные с нею тяготы. По статистике, треть американцев с 20 до 30 лет ежегодно меняют место жительства, при этом сорок процентов по меньшей мере раз возвращаются в родительский дом. Каждый из них переходит с одной работы на другую около семи раз, две трети живут гражданским браком.

А вот вступление в настоящий брак откладывается. В начале 1970-х средний возраст первой женитьбы составлял 21 год и 23 года у женщин и мужчин соответственно. К 2009 году ситуация изменилась коренным образом: среднестатистическая женщина теперь впервые выходит замуж в 26 лет, мужчина женится в 28 лет. Нетрудно подсчитать, что разница составляет целых пять лет — а за это время, между тем, сменилось всего лишь одно поколение. И это только один из характерных признаков того, что социологи уже окрестили "изменением расписания взрослой жизни".

Фото: AP

В социологии взросление традиционно разбивается на пять ключевых моментов — получение образования, отъезд из родительского дома, обретение финансовой независимости, бракосочетание, рождение ребенка. Полвека назад 77 процентов женщин и 65 процентов мужчин "выполняли" все пять пунктов к тридцати годам. Десять лет назад среди тридцатилетних в США такой же степенью взросления могли похвастаться меньше половины женщин и трети мужчин. А канадские психологи в 2001 году подсчитали, что нынешние 30-летние по уровню независимости дотягивают только до 25-летних людей, живших в начале 1970-х.

Читайте также: Люди женятся ради… развода

Кому-то разговор о вехах взросления покажется анахронизмом, ведь предполагается, что в нынешнее свободное от предрассудков время каждый сам решает, когда ему становиться самостоятельным и чем заниматься. С каждым годом ослабевает потребность "жить как все" — спешить замуж только потому, что все ровесницы уже сходили к алтарю или рожать детей по причине их наличия у бывших одноклассников. Все больше людей вообще минуют систему пяти пунктов, оставаясь либо бездетными, либо холостыми, не покидая отчего дома. Некоторые рушат всю систему, сначала по молодости женясь и заводя детей, затем устраиваясь на работу ради того, чтобы прокормить семью, и только потом, когда финансовые вопросы более-менее решены, идут получать образование.

Психолог из университета Кларка (Массачусетс) Джеффри Дженсен Арнетт предлагает рассматривать период с двадцати до тридцати лет как отдельную стадию жизненного пути, которую он именует "зарождением взрослости". В том, что нынешнее поколение молодежи взрослеет слишком медленно, эксперт не видит ничего страшного. По его мнению, этот процесс так же естественен, как появление полноценного периода юности около сотни лет назад. "Когда-то у детей не было детства как такового. Когда-то у подростков не было права на юность, они должны были со школьной скамьи нырять с головой во взрослые проблемы. Сейчас все иначе. Не стоит этого бояться, этим нужно гордиться. Изменения свидетельствуют о том, что уровень жизни становится выше, причем растет очень быстро", — говорит ученый.

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить