Карьеру портит... внешность

Принято считать, что привлекательная внешность дает женщине солидную фору при попытке устроиться едва ли не на любую должность. Но, как выяснилось, есть такие сферы деятельности, в которых симпатичное лицо и соблазнительная фигура негласно расцениваются как профессиональные недостатки. И наоборот, отсутствие стройной талии и длинных ног в этих сферах может сыграть роль дополнительного преимущества при трудоустройстве.

Эту парадоксальную, на первый взгляд, закономерность выявили ученые из Денверской школы бизнеса Университета Колорадо. На основе масштабных социологических исследований им удалось доказать, что в ряде профессий — тех, которые традиционно считаются "чисто мужскими", — в борьбе за вакансию у привлекательных представительниц слабого пола шансов на победу значительно меньше, чем у тех, кто выдающимися внешними данными не обладает.

Речь идет, например, о таких должностях, как руководитель научно-исследовательского отдела или проекта, финансовый директор, инженер-механик или прораб. Объясняется эта тенденция действием двух факторов. Во-первых, от работающих на указанных позициях сотрудников требуется всем своим видом производить определенное впечатление — компетентных, уверенных в себе, умеющих давить на подчиненных, обладающих авторитетом в силу своих личностных качеств, способных вести за собой коллектив. Привлекательная женщина, какой бы сильной и компетентной она ни была, все равно вызовет у коллег неоднозначное впечатление, ведь многие из них будут искренне уверены в том, что все карьерные победы достались ей за красивые глаза.

Читайте также: Офисный планктон осваивает сетевой флирт

Во-вторых, в "типично мужских" профессиях, как и полагается, трудятся преимущественно мужчины. Им проще пережить сотрудничество и конкуренцию с коллегой прекрасного пола, если та с виду на определение "прекрасная" откровенно не тянет. Появление же на этом профессиональном фронте одинокой красотки приводит мужской лагерь в замешательство, панику или раздражение. В любом случае страдает производительность труда.

Примечательно, что мужчины, претендующие на указанные должности, никакой дискриминации по внешности не подвергаются — и вообще значительно меньше, нежели женщины, страдают при трудоустройстве от предвзятого отношения со стороны работодателей и коллег, связанного с физической привлекательностью.

Хотя в последнее время социологи укоренились в мнении о том, что дискриминация по половому признаку при устройстве на работу практически приказала долго жить, на самом деле ее элементы продолжают существовать.

Фото: AP

"Привлекательным женщинам легче получить место. Главным образом не потому, что потенциальные боссы рассчитывают на какие-то интимные авансы или лелеют мысль об интрижках. Просто привлекательная внешность и сексуальность являются теми самыми факторами, которые способны сыграть решающую роль на собеседовании. Согласитесь, куда приятнее общаться с соискателем, на которого приятно просто смотреть", — объясняет руководитель исследования, профессор Стефани Джонсон.

Ранее мы писали: Сильный пол оказался… слабым

"В отношении мужчин действует прямо противоположная закономерность. От них требуется проявление присущих сильному полу качеств — решительности, твердости, умения держаться, воли, интеллекта, — считает исследовательница. — Внешняя привлекательность в данном случае может, наоборот, сыграть негативную роль. "Красавчиков" не очень-то жалуют, особенно работодатели сильного пола. Их заранее считают беспринципными бабниками, подозревают в намерении крутить романы со всеми сотрудницами офиса и, как следствие, не любят и не уважают".

Американские социологи провели опрос среди тысячи с лишним наемных сотрудников различных специальностей. Респондентам нужно было оценить по десятибалльной шкале человеческие качества с точки зрения той роли, которую они играют при трудоустройстве. Что характерно, привлекательная внешность оказалась в составленном по итогам опроса рейтинге на самом первом месте — вне конкуренции, с большим отрывом превзойдя все остальные пункты. В тройку "лидеров" вошли также образование и чувство юмора.

В ходе второго эксперимента добровольцам предложили список вакансий по разным специальностям и фотографии соискателей — 55 мужчин и 55 женщин примерно одного и того же возраста, но отличающихся друг от друга степенью привлекательности. Участникам исследования необходимо было "трудоустроить" людей на должности из списка, основываясь в своих решениях исключительно на том представлении, которое можно составить по снимку.

Подбирая сотрудников на работу секретарем, ассистентом, торговым представителем, продавцом, кассиром, администратором, испытуемые отдали безоговорочное предпочтение привлекательным женщинам — что, в принципе, вполне объяснимо.

"Те профессии, которые предполагают постоянный личный контакт с клиентами или деловыми партнерами, требуют от соискателей соответствия определенным критериям, — поясняет Стефани Джонсон. — Такой сотрудник должен быть коммуникабельным, обладать связной речью и высокой скоростью реакции, универсальным чувством юмора, умением слушать собеседника, определенным уровнем эрудиции. Но эти качества срабатывают с десятикратным эффектом, если к ним прибавляются хорошие внешние данные. Это необязательно должна быть именно красота. Очень часто холеность, ухоженность, хороший вкус и чувство стиля производят на людей более благоприятное впечатление, чем узкая талия и ноги от ушей".

Самые свежие новости читайте на главной странице

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить