Метадоновые войны

С точки зрения "правозащитников" международного уровня, Россия проявляет "отсутствие уважения к правам человека", не начиная программу "заместительной терапии лечения наркомании" метадоном. Давайте посмотрим, что такое метадон, каковы заявляемые и настоящие последствия "реабилитационной терапии", а также — зачем его пытаются легализовать в России.

"Правда.Ру" уже писала о том, что мировые неправительственные организации (НПО), более известные в РФ как "правозащитные", хором возмутились назначением руководителем Управления ООН по наркотикам и преступности Юрия Федотова. С их точки зрения, Россия не может представлять УНП ООН из-за "отсутствия уважения к правам человека", стремления решить проблему производства героина в Афганистане и отказа от "заместительной терапии" метадоном.

Давайте подробнее разберем вопрос метадона — что представляет собой эта программа и почему ее стремятся ввести в России.

Официально заявляется, что суть программы "замещения" — это замена героина на якобы более слабый и дешевый метадон, который можно принимать преорально, без иньекций. Это уменьшает вероятность заразиться СПИДом и вообще якобы способствует постепенной социальной реабилитации наркомана. Плюс, раз наркотик выдают, то это якобы уменьшает наркопреступность, которая не выдерживает конкуренции.

Читайте также: Российский наркоконтроль в ООН "нокаутировал" мировые НПО

Что же происходит на самом деле? Почему некоторые страны (Германия, Дания, Англия и др.), проверив метадоновую программу, запретили ее к применению?

Вполне вероятно, что изначально изобрели программу прекраснодушные ученые. Предположу, что они просто не имели представления о проблеме наркомании как таковой, рассматривая наркоманов как "людей, страдающих от наркозависимости". Мол, все искренне хотят излечиться, им только надо помочь.

Полная интеллигентская оторванность от жизни. Наркоман желает получать кайф, и он будет к этому стремиться. Излечиться могут единицы, которые действительно изначально не имели склонности и подсели — ладно, поверим, — случайно.

Большинство же "прогрессирует" в плане увеличения дозы и разнообразия вводимых веществ. Обобщенно: со временем слабый наркотик короткого действия заменяется более сильным с пролонгированным эффектом.

Фото: AP

Интересно, что изобретатели новых опиатных препаратов позиционировали их именно как сильные анальгетики практически без побочных эффектов. Героин тоже изобрели именно как анальгетик…

Может, хватит уже наступать на грабли? Лет триста топчемся.

Нельзя решать проблемы наркотиков при помощи наркотиков — что тут такого сложного для понимания?

Сначала заявляется, что метадон будет выдаваться только в запущенных случаях, чтобы наркоман не заражал других СПИДом и не совершал преступления ради дозы. А затем, рапортуя об успехах, программу разворачивают для всех желающих наркоманов — на, милый, дозу бесплатно, кушай на здоровье!

А ведь метадоновая "ломка" гораздо сильнее героиновой, и продолжается не дни, а недели. Таким образом, "завязать" с метадоном практически невозможно. Наркоман просто добавляет еще одну зависимость.Почемудобавляет, а не меняет? Ну так отвращения к другим препаратам метадон не дает — никто не мешает принимать все то же, что и раньше, плюс метадон.

Надо быть очень наивным идеалистом, чтобы утверждать об "ударе по наркомафии", которая-де не будет получать доходов и самораспустится. Помимо того, что стандартные наркотики все так же будут продаваться на черном рынке, к ассортименту добавится сам метадон.

Читайте также: Скандал в Балашихе: наркоторговцы в погонах

К примеру, вот мнение журналиста, автора цикла телепрограмм "Наркотеррор" Андрея Санникова (Екатеринбург): "Наркоманы, хоть раз вколовшие себе метадон, мгновенно перейдут на его употребление. Он сейчас стоит в Екатеринбурге дороже, чем героин: от 170 до 300 долларов за грамм. Зависимый пойдет, купит и будет "догоняться" через вену. Метадон очень дешев в производстве — 2,5 рубля грамм… Его не надо выращивать. Производство метадона не сложнее производства уксусной кислоты. Или соды. Или цемента. Тысячами тонн. При массовом производстве его стоимость меньше копейки".

Что касается реабилитации, которая якобы наступит у наркомана — давайте подумаем на пару "ходов" вперед. Возьмем идеальный случай: наркоман полностью "завязал", не принимает нелегальные наркотики и даже алкоголь, ежедневно пьет свою дозу метадона. Что его ожидает?

На работу, хоть как-то связанную с ответственностью, его явно не возьмут. Здоровье будет постоянно гнобиться метадоном — частые болезни тоже не вызывают, как правило, восторга работодателя. Он будет жестко привязан к своему реабилитационному центру, и никуда не сможет уехать: сдавать анализы ему надо несколько раз в неделю, а получать дозу — каждый день.

Это что — реабилитация?

Да ни разу. Это всего лишь некий контроль над наркоманом, и не более того. И поощрение его состояния.

Фото: AP

По моему мнению, метадоновое лечение: а) не излечивает наркомана, а подсаживает его на еще один наркотик; б) делает наркомана практически неизлечимым; в) дает наркомафии дополнительное поле для извлечения прибыли; г) никак не снижает стандартные риски наркозависимости как для наркомана, так и для социума. И даже способствует увеличению количества наркоманов: "это же легально, давай еще и это попробую!"

Так почему же метадон упорно пытаются внедрить в России? Почему всеразличные "фонды" тратят миллионы долларов на агитацию за программу? Почему метадон имеет лобби на самом высоком уровне?

Основных причин я вижу две.

Во-первых, как всегда и во всем: деньги. Программы "заместительной терапии" сворачиваются, и требуются новые рынки сбыта. Обратите внимание, что все призывы лоббистов легализовать метадон для "заместительной терапии" всегда подразумевают закупки его за границей, а не начало самостоятельного производства.

Во-вторых, рискну предположить, что кто-то стремится увеличить количество наркоманов в России, что соответствует общей картине (вспоминаем про Афганистан, откуда наркотики через Таджикистан идут именно в Россию). Для чего и кому это надо — отдельный разговор.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить