Нам любые дороги дороги

Качество российских дорог, едко прозванных в народе "направлениями", год за годом клянут и водители, и пешеходы. Но словами, даже очень крепкими, новую трассу не вымостить. Нужны огромные деньги и разумная государственная стратегия по их сбору. Какие же варианты рассматриваются чиновниками и насколько они отразятся на карманах налогоплательщиков?

На крупные вливания из государственной казны рассчитывать сегодня не приходится: дорожное строительство столкнулось с существенным сокращением бюджета. В 2010 году планируется потратить только четверть средств, необходимых для адекватного обслуживания и развития отрасли. На все пятьдесят тысяч километров российских дорог предполагается потратить только девять миллиардов долларов. Этих денег хватит лишь на то, чтобы поддерживать существующие магистрали в более-менее пригодном состоянии. Речь о масштабном строительстве новых дорог пока вести бессмысленно: стоимость таких работ баснословна, и это общеизвестный факт. Например, вот что пишет пользователь Живого журнала baldurs: "Строительство одного километра автомобильной трассы, аналогичной Киевскому шоссе, обходится сегодня в 1 млрд рублей. Это финансовый и технологический тупик".

Где же взять финансы на строительство и модернизацию дорожной сети? В сложившейся ситуации ответ лежит на поверхности: привлечь средства населения. Но такой вариант вызывает безусловные опасения у жителей страны. Люди боятся, что государство бесцеремонно "запустит лапу" в их накопления. Чтобы понять обоснованность подобных страхов, рассмотрим несколько путей развития дорожной отрасли, предлагаемых сегодня.

Платные дороги

Идея строительства платных дорог за счет акционированного капитала помогла многим странам обзавестись развитой сетью автобанов. Есть основания считать, что и в России идея вполне могла бы работать. Но структура нашей страны не позволяет рассчитывать на платную сеть как средство для улучшения ситуации. Это будет частное решение весьма узкого круга задач, поскольку по очевидным причинам платные дороги будут строиться только в высокорентабельных регионах. Понятно, что проложат несколько трасс, инвесторы будут счастливы, а водителям можно будет показать образцовое состояние дорожного покрытия. Но Россия слишком велика и разрозненна, чтобы это решение было всеобщим. Платную дорогу между двумя районными центрами глубинки никто не захочет финансировать.

Читайте также: Водитель платит дважды

Транспортные сборы

Фото: AP

Можно собирать деньги в дорожный фонд с водителей (например, при каждом техническом осмотре транспортных средств). Но такое решение ляжет тяжелым бременем на граждан и станет несправедливым в своей основе. Получится, что водитель, который лишь раз в месяц садится за руль, будет платить столько же, сколько и его коллега, эксплуатирующий автомобиль ежедневно. Ясно, что водители не смогут из года в год напрямую финансировать дорожную отрасль.

Налог на топливо

Вполне логичным представляется облагать налогами не дороги (в смысле, платные) и не машины (транспортные сборы), а бензин и солярку, на которых работает техника. В краткосрочной перспективе эта мера позволяет полностью компенсировать затраты на строительство новых трасс и модернизацию старых. Кроме того, такая схема является исключительно прозрачной — финансирование дорог прямо пропорционально их использованию.

Этот опыт применяется во многих (если не в большинстве) странах мира. Так, в Германии в цену бензина закладывают 65 "дорожных" центов на 1 литр, а в цену дизеля — около 0,5 евро. Британцы к цене каждого литра добавляют полфунта. Кроме того, все топливо, кроме авиационного, у них облагается НДС. В Голландии ставка составляет 68 центов на 1 литр, а в Норвегии вообще больше одного евро. Кстати, пример этой скандинавской страны особенно показателен: ведь она является крупнейшим экспортером нефти и нефтепродуктов и все равно идет на налогообложение бензина.

Потребление бензина и дизеля в России составляет 50,4 миллиардов литров в год. Значит, для полного финансирования дорожной отрасли в режиме модернизации и строительства современных дорог необходимо добавлять в цену каждого литра 29 рублей.

Что будет, если принять налог на топливо?

Спрос на топливо не является гибким. То есть повышение цен на него не вызывает в краткосрочной перспективе снижения потребления, и наоборот. С уверенностью можно утверждать, что назначение дополнительных пошлин, таким образом, вполне точно окупит строительство дорог. Только со временем начнет снижаться потребление — изменятся привычки граждан, снизится спрос на мощные автомобили (что для России, в общем, только кстати — снижение потребления топлива важно для предотвращения намечающегося дефицита).

Но внесение столь заметных корректировок в цену топлива может привести к удорожанию общественного транспорта, коммунальных услуг, товаров, в том числе и в первую очередь товаров первой необходимости. Понятно, что государство вынуждено будет пойти на субсидирование этих сфер, в результате чего экономический эффект от меры будет снижен.

Читайте также: Безденежье на бездорожье

Тем не менее, такой путь представляется наиболее вероятным и жизнеспособным.: Хотя, конечно же, предполагаемая пошлина на бензин в размере 29 рублей за 1 литр вряд ли возможна. По крайней мере, на первых порах.

Фото: AP

Безусловно, из перечисленных способов после предварительного тщательного планирования и взвешивания необходимо выбрать самый оптимальный. Но внедрять его можно будет лишь при непременном соблюдении жесткого контроля за расходованием средств. Ведь, по разным оценкам, в карманах чиновников (и причастных к "процессу" бизнесменов) может оседать до 60 процентов бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог. Вот когда у россиян появится четкая уверенность в том, что собранные с них деньги не "распилятся" и не осядут в карманах чиновников — тогда, глядишь, люди не только налог заплатят, но и на дополнительные пожертвования расщедрятся.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Владимир Кочергин
Владимир Кочергин — бывший выпускающий редактор в Правде.Ру
Обсудить