Бить или не бить: учителю – школьника, и наоборот

Сколько законов сегодня защищает права и интересы детей? Давайте посчитаем. Конституция РФ. Закон "Об образовании". Семейный кодекс. Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Нельзя, конечно, не упомянуть международную "Конвенцию о правах ребенка" и институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. А ведь еще есть законы местные, многочисленные инструкции и нормативные акты.

Процесс родительского воспитания господствует над всеми остальными воспитательными формами. Но волей-неволей ребенок очень рано становится социальным существом. Он вынужден взаимодействовать с другими членами социума — и сверстниками, и взрослыми. А с тех пор как, согласно Закону "Об образовании", бывший очаровательный карапуз достигает школьного возраста, его основным взрослым воспитателем, наряду с мамой и папой, становится учитель.

Воспитательный процесс в учебных заведениях должен основываться на глубоком уважении личности. Прежде всего, конечно, речь идет о личности ребенка: он слаб, мал и зависим. Но во все времена само собой подразумевалось, что уважение к личности учителя впитывается ребенком, так сказать, с молоком матери. Педагогические отношения — это и есть отношения между личностями. Учителя бывают разные. Но и дети не всегда ангелы. Среди них встречаются агрессивные, депрессивные и гипервозбудимые. И за каждым теоретически стоит целая армия защитников. Как быть учителю, если его личность не просто не уважается, а грубо попирается? Как, например, в Иркутске, где ученики безнаказанно истязали учительницу.

Читайте также: Помощник шерифа показал детям действие электрошокера на них же

Или в Татарстане. Там четвероклассник не был готов к уроку. Классная руководительница настаивала, чтобы мальчик выполнил ее требования. Он грязно обругал ее, а его мать подала в суд за то, что в отместку учительница якобы избила ее сына. Причем ногами. За учительницу встали горой не только коллеги, но и родители, уверяя правосудие, что обвиняемая ни при каких обстоятельствах не могла поднять на ученика руку — не то что ногу!

Показания малолетних свидетелей брались, вопреки закону, без участия взрослых. Нашелся первоклассник, который сознался, что это он подрался на перемене с "потерпевшим" — отсюда у того и синяки… Большинство детей в ходе следствия отказались от первоначальных показаний. Суд тянулся полгода, что, по идее, должно предполагать доскональное разбирательство.

Фото: AP

Но приговор удивил всех: явно оговоренную преподавательницу признали виновной и присудили ей выплату штрафа в размере 2,5 тысячи рублей. Если решение суда не будет обжаловано, за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учительница может быть уволена по статье 336, пункту 2 ТК РФ. И статья 56 Закона "Об образовании" гласит, что даже однократное применение методов физического или психического насилия влечет увольнение учителя. За одно и то же деяние педагога можно наказать по двум статьям!
А того ученика, кстати, просто перевели в другую школу, где он за обычное замечание угрожает новой "училке" выброситься из окна. Если она в ответ на прямой шантаж скажет неосторожное слово, ее тоже ждет суд?

Своим мнением по поводу этого случая, и не только, с "Правдой.Ру" поделилась Евгения Александровна, учительница русского языка и литературы одной из московских школ. "Надо сказать, история запутанная. Так и осталось непонятно, применяла ли учительница физическую силу к ребенку или нет. Со свидетелями инцидента тоже неясность… Если они изменили показания, то почему это не учли в суде? В любом случае, решать проблему силовыми методами педагог не должен. Странно и то, что учительница говорила о систематических нарушениях дисциплины у этого школьника, но за все время обучения, насколько я поняла, она ни разу не обратилась ни к психологу, ни к администрации. Сообщала ли она о поведении сына его родителям?

Если нет, то, увы, — результат закономерен. Таких "нестабильных" детей надо отслеживать, работатьисними,исихродственниками. Причем сообща, привлекая в случае необходимости и родительский комитет и, если понадобится, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Иначе потом матерной бранью дело не ограничится. Чувствуя свою безнаказанность, такой вот подросший школьник в следующий раз сам поднимет руку на учителя".

Но давайте беспристрастно посмотрим на права педагогов. Право на принятие мер дисциплинарного воздействия дано учителю не федеральным законом, а Уставом школы, то есть внутренним документом. Высказывание претензии к ребенку вообще нигде не оговорено и всегда может быть истолковано не в пользу учителя. Установление требований к поведению учащихся на занятиях декларируется только в Конвенции о правах ребенка. А защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя предусматривает рекомендация ЮНЕСКО, которая силы закона не имеет. Остальные права гарантированы учителю наравне с прочими гражданами. А перечисление всего, на что учитель не имеет прав, лучше не начинать — места не хватит. Даже удалить хулигана с урока нельзя.

Фото: AP

Не перегнули ли мы в пылу правозащитного рвения о правах ребенка палку? Не забыли ли, что учитель — человек, а не биоробот без нервной системы? Его профессия, как никакая другая, связана с особыми рисками и стрессами. Профессиональные требования непомерно завышены. Права непомерно занижены. Разве можно остаться личностью, когда твои личностные качества вообще не учитываются? Когда каждый маленький негодяй при поддержке опекунов способен при желании добиться выдачи тебе "волчьего билета". Кого же мы вырастим на этой улице с односторонним движением?

Школа болеет всеми недугами общества, поэтому конфликты педагогов и учеников нужно рассматривать в системе, рассказала "Правде.Ру" школьный психолог Ольга Савина. Разбирая подобные татарстанской ситуации, следует прежде всего разобраться в отношениях ребенка с родителями, с другими учителями и т. д. "В настоящее время, — говорит специалист, — 30-40 процентов российских школьников имеют нестабильную психику, более того, подобными расстройствами зачастую страдают и их родители. Теперь посудите сами, если ребенок, находясь дома, испытывает постоянный стресс из-за скандалов и неадекватного поведения мамы и папы, где он будет выливать накопившиеся раздражения и агрессию?"

Савина отмечает также, что если преподаватель поднял руку даже на самого буйного ребенка, то ему следует обратиться к врачу-психиатру, взять административный отпуск на год (что, кстати, предусмотрено нашим законодательством). В любом случае — нельзя уравнивать даже самого неадекватного ученика со взрослым человеком и отвечать ему хамством на хамство, а уж тем более бить.

Читайте также: Помощник шерифа показал детям действие электрошокера на них же

Нередко обиженный на преподавателя ученик сильно приукрашивает конфликт. И родители, не разобравшись и минуя школу, идут жаловаться в вышестоящие инстанции. Это неправильно. "Для начала учителям, попечительскому совету и родительскому комитету стоит собраться и попытаться выяснить все обстоятельства происшествия, чтобы понять, а был ли, собственно говоря, инцидент", — заключает Савина.

…Итак, получается, что однозначный ответ на вопрос "что делать?" в данной ситуации найти нельзя. Да, бывают неуправляемые дети, но бывают и педагоги, которые раздражение от личных проблем выливают на своих подопечных. Какие-то общие правила здесь придумать сложно, ведь каждая ситуация индивидуальна. Работа учителя и заключается в том, чтобы не просто вбить в голову ребенка цифры и формулы, но воспитать его. Само собой, в этом должны участвовать и родители.

С одной стороны можно понять педагога, который пытается достучаться до мамы трудного подростка, а в ответ получает: "Вы просто придираетесь к моему мальчику, дома он прекрасно себя ведет". Но с другой — рукоприкладство. Это последнее дело. Что говорить, если сами учителя не в силах решить дилемму.

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить