Страшные цифры: на 17 работников в России 10 пенсионеров. Будет больше...

Будет или не будет в России увеличен пенсионный возраст? Судя по всему, так вопрос уже не стоит. Правильнее спросить: когда его увеличат? "Разведка" общественного мнения на эту тему идет уже лет десять. Достаточный срок, чтобы расстаться с мыслью о том, что после 55 или 60 лет можно будет залечь на диван или уткнуться в огородную грядку.

На самом деле реальный возраст "выхода на пенсию" ниже. 20 процентов граждан по разным причинам заканчивают трудовую деятельность на пять, а то и на десять лет раньше установленного срока.

И это притом, что в России пенсионный возраст один из самых невысоких. Но и качество жизни рекордами не блещет. Социальные работники, задействованные в пенсионной реформе, употребляют чудовищный термин — "возраст дожития". У нас не только многие — в первую очередь мужчины — до пенсии не доживают, но и, оформив ее, уходят в мир иной в среднем лет через десять. А накопленный пенсионный капитал рассчитан на 19 лет. Так что в долгу у Пенсионного фонда мы вроде не остаемся. Российский пенсионер успевает "промотать" всего лишь четыре средних годовых зарплаты. Это самый низкий показатель в мире.

Читайте также: Старикам здесь не место?

По данным Росстата, в прошлом году продолжительность жизни россиян составила для мужчин менее 62 лет, а для женщин более 74. Гендерная разница в 12-13 лет сохраняется у нас уже долгие годы. Но пенсионный порог российские мужчины перешагнули впервые. Возможно, это и придало "возрастной" теме новый виток. Но если поднять планку выхода на пенсию, мы вернемся к исходной точке — средняя продолжительность жизни снова отстанет от черты заслуженного отдыха. А если это так, с какой стати платить страховые пенсионные взносы? Уклоняться от налогов мы умеем как никто. Это серьезный аргумент в устах противников инициативы.

Одного пенсионера в России кормят 1,7 работника. Правда, стремительными темпами стареем не мы одни. И пенсионный возраст "стареет" вместе с населением самых стабильных стран. В США на отдых отправляются в 65 лет. Во Франции — в 62,5 года. В Японии так вообще трудятся до 70. Но граждане перечисленных стран и живут в среднем значительно дольше нас. Американцы — 78 лет. Французы — до 79, причем более 10 000 долгожителей во Франции перевалили за 100 лет. Но Япония всех перещеголяла: средняя продолжительность жизни у женщин там 85 лет, а у мужчин — 79. В Норвегии и женщины, и мужчины выходят на пенсию в 67 лет — равноправие. Есть время попутешествовать, походить по музеям или выучить древнегреческий язык.

Несмотря на кризис и растущий дефицит бюджета, в России продолжается индексация пенсий. И это усугубляет главную проблему: дефицит растет и у ПФР. На его покрытие, по данным Минфина, в прошлом году было брошено почти два триллиона рублей. А в году текущем — еще на четверть больше. Но непреодолимая разница между нами и чужестранцами состоит в том, что на их пенсию можно безбедно жить, а на нашу (со всеми так называемыми прибавками) — нельзя. У нас средняя пенсия составляет менее 30 процентов от средней зарплаты. В большинстве европейских стран — более 50 процентов, а в США — 60-70 процентов.

Читайте также: В читинском доме престарелых произошла кровавая драма

На Западе многие пожилые люди хотят работать и чувствовать себя полезными. Но у них это — причуда. А у нас — печальная необходимость. Доля работающих пенсионеров в РФ — 35 процентов. То есть каждый пятый. В Европе — 10-15 процентов. На государственное пособие россиянин начинает существовать (жизнью это назвать трудно) никак не раньше 65 лет. Можно согласиться с тем, что часть граждан в 55-60 лет вполне работоспособна. И с тем, что работа помогает продлению жизни. Но какая работа? Уборщицы? Гардеробщика? А ведь именно неквалифицированным трудом зарабатывают лишнюю копейку бывшие офицеры и инженеры. Только учителей и врачей не гонят с прежней работы — слишком велик дефицит кадров.

По оценкам демографов, через 50 лет трудоспособного населения в стране станет меньше на 284 тысячи человек. Однако причин растущего дефицита пенсионного фонда много и помимо сокращения численности населения. Часть пенсионных взносов направляется на накопительные счета. Снижение ставки единого социального налога никак не отразилось на его собираемости. При столь высокой доле зарплаты "в конвертах" иначе и быть не могло. Но разве все это означает, что нехватка денег на выплату пенсий должна лечь на тех, кто едва дотягивает до "возраста дожития"? В большинстве своем граждане при всех трудностях не идут просить милостыню или отбирать зарплату у соседа. Как-то справляются сами. Что, если и ПФР попробовать так же?

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить