Народ против "народных" гаражей

Нигде так остро не стоит вопрос о парковочных местах, как в Москве. Программа "Народный гараж" была призвана ее частично решить.Разговоры о пользе пешей ходьбы в мегаполисе смешны. Попробуйте один раз прошагать от Зюзина до Садового кольца.

Польза выйдет такая, что, того гляди, в больницу загремишь. Автомобиль в большом городе — уж точно не роскошь, если речь не идет о "Ламборджини" или "Майбахе". И тот, кто купил, наконец, трудоспособную "тачку", в метро больше не поедет. Помимо всего, собственное авто — единственное личное пространство для человека, лишенного уединения в офисе, да и дома, где теща не умолкает и дети носятся.

Читайте также: Десятки машин затонули на востоке Москвы

Трудно передвигаться из-за пробок? А кому сейчас легко? Одна беда: машину надо где-то парковать и обихаживать. Для этого придуманы гаражи. Энциклопедия толкует это французское слово как место "для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта". Запомним!

И вот московские чиновники разработали программу "Народный гараж". Ориентировались, как обычно, на "цивилизованный мир". В Европе плоскостные стоянки и многоярусные парковки планируются еще на этапе строительства жилого комплекса. Цены на место в районах массовой застройки колеблются от тысячи до двух тысяч евро, а в центрах крупных городов доходят и до пяти тысяч. Но европеец по каждому пустяку привык обращаться в автосервис. А россиянин мало того, что на всем экономит, так еще и любит на досуге сам покопаться в узлах и агрегатах.

Для освобождения земли под "народные" начинания начали сносить не только "ракушки", но и полноценные гаражи. Но за чей счет сносить? А за свой! До конца апреля московским автовладельцам предписано сделать это без всяких компенсаций.

Что же касается нового "гаража"… За кусок асфальта размером шесть на три с москвичей потребовали ни много ни мало 350 тысяч рублей. Дальнейшая оплата на содержание и охрану в эту сумму не входит. Если бы затею попросту назвали "охраняемой стоянкой" или "парковкой", то, может, и получилось бы. Каждый автомобилист мечтает парковаться в любое время на строго определенном месте, а не нарезать вокруг дома круги, ловя момент, когда тронется "тачка" соседа. Нормальный гараж стоит, может, и дороже 350 тысяч. Но не многоэтажный паркинг без внешних стен. Вот и оказалось, что простые москвичи, вопреки ожиданиям, знают русский язык лучше чиновников.

Фото: AP

Признать парковку гаражом они отказались напрочь. Какой же это гараж, если зимнюю резину по-прежнему придется хранить на балконе, а магнитолу — в прикроватной тумбочке? На какие только ухищрения ни шли авторы проекта, помимо радикального сноса стоянок. И зимнюю эвакуацию применяли, чтобы, видите ли, сосулька на машину не упала, и штрафы за парковку повышали, и возле дома притыкаться запрещали, и льготным кредитованием манили. Ничего не помогло! А все из-за одного слова. Назвался груздем, полезай в кузов. Сказал: "гараж", строй гараж, а не стоянку.

По русскому языку московских чиновников вроде бы начали тестировать. А вот научить сначала думать, а потом делать, видимо, забыли. Никому не пришло в голову сопоставить соотношение стоимости автомобиля и места в "народном гараже". Средний возраст автомобилей в Москве от пяти до семи лет. Сколько вы заплатили при покупке — дело ваше. По столице полно народа ездит на "уазиках" 93 года выпуска. Но, допустим, вы угрохали на средство передвижения даже тысяч 250.

Читайте также: "Раздевалка" для дорогих авто

В любом случае за "народный" пятачок вам предлагается внести сумму, превышающую первоначальную и амортизационную стоимость машины — иногда в разы. Ну и кто кого будет охранять? Тем, кому родители не завещали пятикомнатную квартиру, придется брать на себя лишние кредиты. Зачем? Чтобы на машину дождь не капал? Не лучше ли "обуть" верную подругу на пять лет в страховой компании и ставить, пока можно, возле дома, оснастив для крепости сна противоугонными устройствами? Все, у кого много денег, давно купили квартиры в новостройках с подземными гаражами. А в загородных коттеджах вопрос парковки отпадает. "Народные" гаражи, по идее, строят для тех, кто живет в "панельках". Но тамошние автовладельцы любую копейку, прежде всего, отложат на улучшение жилья.

В общем, объем программы на 2010 год придется сократить вдвое — это тех объектов, которые находятся в процессе строительства. А возведенные никак не удается сбыть. В Китае подземная парковка в элитном поселке сдается в аренду. Ежемесячная оплата в рублях — порядка 1500. Но в Москве об окупаемости тоже как-то не подумали. Торопились. Для народа старались.

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить