Продается... частная жизнь

Имплантаты в ягодицах, невероятно тучные дети, изощренные супружеские измены и домашние животные, обладающие сверхъестественными способностями, — все это, казалось бы, не повод для публичного обсуждения.

Но, как выяснилось, подобные истории, рассказанные самими героями, пользуются в последнее время сногсшибательной популярностью. На этом даже можно разбогатеть! Жанр "real life story" (RLS) так прочно укоренился в западной прессе, что некоторые издания полностью перешли на работу с ним. И получают высокую прибыль, потому что "правдивые истории" нравятся миллионам людей.

Сначала подобные сюжеты были уделом телевизионных ток-шоу, участники которых рассказывали ведущему о перипетиях своей жизни. Однако со временем RLS переместились в прессу и прочно там укоренились. В США существует несколько журналов, печатающих "правдивые истории", и их совокупная читательская аудитория превышает семь миллионов человек в неделю.

Правдивая история: "Говорящий во сне" забавляет наяву

Что заставляет человека на всю страну или даже мир признаться в том, что его лучший друг тяготеет к каннибализму, а ребенок похож на улитку? И не вымысел ли все это? "У моей дочери выросла вторая голова" — разве нормальная мать способна поделиться таким откровением с чужими людьми, будь это даже тысячу раз правда? Однако отношения читателей к RLS это нисколько не меняет. Кстати, история под заголовком "Змея пыталась съесть мою мать" — не выдуманная: питон действительно напал на старушку, но был безжалостно избит теркой для сыра.

Американские эксперты уверены, что спрос рождает предложение: журналисты рыскают по стране в поисках новых экстраординарных сюжетов, а люди с готовностью предлагают им сенсации. Разумеется, не бесплатно.

Генри из Эссекса — первый мужчина в Великобритании, который собирался сделать себе операцию по вживлению имплантатов в ягодицы. Собственная плоская и костлявая пятая точка давно отравляла ему существование, но семи тысяч фунтов на пластическую операцию у мужчины не было. Поэтому он принял нетривиальное решение — обратился в одно из информагентств, попросив деньги в обмен на эксклюзивную историю.

Фото: AP

Интересно, что данное агентство специализируется непосредственно на сборе RLS. Открылось оно всего два года назад по инициативе Наташи Кортни-Смит, которая тогда работала внештатным корреспондентом в нескольких газетах. Сейчас ее контора ежедневно получает более 20 электронных писем от людей, которые жаждут поведать всему миру о себе. История о ягодицах Генри была продана нескольким изданиям и одному телеканалу, который положил ее в основу документального фильма. "Задняя часть этого мужика — настоящая золотая жила", — утверждает представитель этого агентства.

Большинство тех, кто жаждет рассказать о себе журналистам, хотят денег. Семь тысяч фунтов, которые запросил Генри, — это беспрецедентный платеж. Обычно вознаграждение не превышает трехсот фунтов — это стандартная плата за рассказ о феноменальной потере веса или о распаде семьи при каких-то особо интересных обстоятельствах. "Но многие люди приходят к нам не для того, чтобы получить вознаграждение за свою историю, им просто хочется, чтобы о них узнали", — утверждает основательница агентства Кортни-Смит.

К примеру, Сэм Харрис — мать-одиночка из Южного Лондона, сын которой в 12-летнем возрасте весил более 107 килограммов, увидела по телевизору сюжет о ребенке с подобными проблемами и тут же обратилась к журналистам. "У Натана врожденный порок сердца, ему сделали четыре операции, — рассказывает Сэм. — Он не может, как другие дети, бегать или просто гулять в парке, не может кататься на велосипеде и играть в подвижные игры. Он постоянно переживает из-за этого. И единственное, что его по-настоящему успокаивает, это еда". Мать Натана утверждает, что ею движет не желание заработать на истории его горестной жизни, а стремление открыть людям глаза. "Я чувствую себя виноватой перед сыном, потому что ничем не могу ему помочь. Возможно, если я расскажу об этом всем, мне станет легче. И потом, хотелось бы показать людям, что у полноты всегда есть свои причины. Нельзя относиться к полным с презрением, они заслуживают только жалости", — говорит Харрис.

Читайте также: Жизнь "спящей красавицы" не похожа на сказку

История была продана журналу, который озаглавил ее "Я убиваю своего сына с любовью". Имелось в виду, что сладости, которыми Сэм подкармливает Натана для поднятия настроения, пагубно сказываются на его здоровье и приводят к дальнейшему увеличению веса. Но этот заголовок не шокировал Харрисов, наоборот, они были растроганы. "Как-то на улице к нам подошла незнакомая женщина и спросила, про нас ли было написано в журнале. Когда я ей ответила, она пожала мне руку, пожелала удачи Натану и сказала, что я все сделала правильно. Это было так важно для меня, что я расплакалась", — говорит Сэм.

Фото: AP

Их с сыном история — характерный пример RLS. С такими же сюжетами работает журналистка Анджела Эпштейн, основательница манчестерского агентства "Продажа историй". Ей доводилось сотрудничать с родителями двух мальчиков, которые погибли в дорожной аварии, произошедшей по вине бывшего спортсмена Люка Маккормика. "Большинство правдивых историй — это рассказы о человеческой боли, страданиях, страшных вещах, которые настигают людей внезапно. Такова природа читателей, им нравится сопереживать и ужасаться", — говорит Анджела.

Однако среди ее коллег есть и такие, которые не утруждают себя поиском реальных героев с реальными историями. К примеру, Ханна Дугид — "свободный художник", которая продает сюжеты сразу нескольким изданиям. В течение четырех последних лет она занималась регулярной поставкой RLS одному телеканалу, который делал на них неплохие рейтинги. "Я много встречалась с разными людьми, выслушивала их рассказы, но чаще всего они были совершенно банальными. Поэтому приходилось придумывать какие-то нюансы — и это в лучшем случае. В худшем же конечный вариант истории был целиком и полностью вымышленным", — рассказывает Ханна. Хотя и принято знакомить героев с текстом перед тем, как он будет опубликован или в каком виде пойдет в эфир, Дугид всегда делала это по телефону, что давало ей возможность обмануть собеседника.

В любом случае — будь то вымышленные или правдивые, забавные или шокирующие — эти истории сейчас медленно, но верно вытесняют светскую хронику и сплетни о звездах. "Раньше мы сплетничали на скамеечках, теперь читаем газеты, но содержание должно оставаться прежним, — считает Наташа Кортни-Смит. — Люди привыкают к публичности интимной информации, и этой привычке нужна постоянная подпитка".

Самые свежие новости читайте на главной странице

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить