Поправки в закон об ОСАГО оплатят владельцы полисов?

Глобальный финансовый кризис не обошел стороной и страховой рынок. Да и странно было бы, если бы случилось иначе. Ведь бизнес (если применимо в данном контексте это определение) страхователи делают на водителях, которые сейчас склонны экономить на всем. В том числе и на страховках.

В 2009 году с рынка ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) ушли 16 страховых компаний. В 2008 году - всего 7. Прошлогодние потери составили всего 2 процента совокупных сборов рынка, а нынешние - уже 3,26. Рост существенный.

Что же скрывается за сухой формулировкой "уход с рынка"? Только то, что бремя обязательств, которое компании-банкроты сняли с себя перед страхователями, придется нести другим компаниям.

Страхователь не виноват, что фирма, в которой он оформил полис, не выполнила своих обязательств. Ему до этого дела нет. Кто-то должен все равно возместить ему убытки в страховом случае.

Этот "кто-то" - Российский Союз автостраховщиков (РСА). Именно из его средств производятся выплаты по проблемным страховым случаям. К таковым и относятся финансовые обязательства, не выполненные ушедшими в небытие компаниями. А также выплаты за вред, причиненный водителем без полиса ОСАГО или скрывшимся с места ДТП.

Собственно, в этом и заключается одна из задач РСА (созданного в 2003 году). В РФ должна была появиться организация, которая выступила бы координатором и регулятором на рынке ОСАГО.

По Уставу РСА является некоммерческой организацией. То есть Союз не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Но вполне может открывать счета в банках и создавать денежные фонды, средства из которых идут только на уставные цели.

Читайте также: Штопор для транспортных пробок

В настоящее время в РСА созданы два спецфонда, из которых осуществляются выплаты по долгам страховщиков ОСАГО.

Первый фонд - это резерв гарантий, второй - резерв текущих компенсационных выплат. Из первого оплачивают долги лишившихся лицензий страховщиков, из второго - вред, причиненный водителями без ОСАГО или уехавшими с места происшествия.

Средства фонда формируются по-разному. От собранных при оформлении ОСАГО премий страховые компании отчисляют 2 процента в резерв гарантий, и 1 процент - в резерв текущих компенсационных выплат.

По состоянию на 1 ноября 2009 года в фонде гарантий средства уже заканчиваются. А в компенсационном фонде остается 6,6 миллиарда рублей. "Если все будет двигаться по текущему сценарию, когда РСА платит по 400 миллионов рублей из резерва гарантий за обанкротившиеся компании, то этого фонда хватит до конца первого квартала 2010 года" - заявил вице президент РСА Андрей Батуркин.

Согласно прогнозам РСА на 2010 год, в марте выплаты из гарантийных фондов могут достигнуть 5 млрд рублей, а к декабрю - вырасти до 9 млрд. Всего же на 1 сентября 2010 года в гарантийный фонд страховщики сдали 4,6 млрд рублей. "Подобный рост выплат нас, если честно, напрягает", - заявил А. Батуркин.

Возникают вопросы. Что делать? И как выходить из ситуации?

В Госдуму внесены поправки к закону об ОСАГО, которые позволят объединить резервные фонды. И тогда, если истощается фонд гарантий, можно будет использовать средства компенсационного фонда. Одновременно предлагается ограничить размер агентских комиссий страховщиков 10 процентами.

Авторы поправок - депутаты Госдумы Владислав Резник и Ольга Онищенко. Но инициированы поправки руководством РСА.

В страховом сообществе нововведения встретили, мягко говоря, без энтузиазма. Ведь поправки, если они будут приняты, означают одно: увеличатся взносы компаний в фонды РСА.

Между тем, цифры, которыми оперируют руководители РСА, если и верны, то лишь отчасти.

Средства страховых компаний поступают на счета РСА с 2003 года. И размещаются на банковских депозитах под проценты. В Сбербанке, ВТБ, Альфа-банке, МДМ-банке, Русь-банке и Газпромбанке.

Если взять даже самый консервативный расчет: 5 процентов годовых (столько платит Сбербанк по свободным инвестиционным средствам, размещенным на депозитных вкладах), то прибыль РСА должна по идее составлять не один миллиард рублей в год.

Где эти деньги? О них в РСА молчат. Предпочитая другое решение проблем - "подоить" автовладельцев и страховщиков. Ведь в конечном итоге, все эти нововведения обернутся тем, что страховщики будут вынуждены поднять тарифы на полисы ОСАГО.

Обрадуются ли такому решению 60 миллионов автовладельцев?

"Повышение стоимости ОСАГО нельзя оправдать экономическими причинами, - считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Тарифы и так завышены. Слава Богу, не реализовалась идея с резким увеличением транспортного налога. Ведь протестующие могли выйти на улицы. Если сейчас поднимать цены на ОСАГО, реакция людей будет та же".

О самых важных событиях дня читайте на главной странице

Обсудить