Старикам здесь не место?

В США половина людей пенсионного возраста проживает в домах-интернатах для престарелых. В Европе этот процент ниже, но пожилые люди после 60-70 лет тоже стремятся к отдельному месту жительства. Делается это обычно по обоюдному согласию поколений — без всякого напряга и лишних страстей. Образ жизни детей стариков всего мира часто не устраивает: "не так живете". Чтобы избежать скандалов и не чувствовать себя "старой грымзой", матери и отцы взрослых детей добровольно устраняются.

Отношения немедленно нормализуются. Дети регулярно навещают родителей в богадельнях, родители приезжают в гости к детям и внукам. На Западе к старости относятся не просто уважительно, но и прагматично, как предписывает протестантская этика. Ведь старики не только отрабатывают страховку — они еще создают рабочие места в системе клубов, домов отдыха, турагентств, разнообразных курсов для пожилых людей.

Читайте также: Преклонный возраст любви не помеха

При любом упоминании о западной системе социальной помощи пожилым в ответ видишь скептическую ухмылку или горестно поджатые губы: куда уж нам! Но сказать, что "за бугром" совсем нет проблем в этой сфере, значило бы солгать. Социальных работников не хватает, наблюдается острый дефицит сиделок и медсестер. А главное — самому пожилому человеку при всех удобствах далеко не всегда так уж комфортно жить не дома. Мы, не создав для престарелых ничего подобного, с ужасом и отвращением относимся к каждому факту "сдачи" пенсионера в богадельню и предпочитаем ежедневные скандалы и плохо скрытое взаимное раздражение.

Представления о домах-интернатах как о симбиозе концлагеря и кладбища и уверенность, что старики так живут не более года, запитаны сенсационными статьями и "чернушными" фильмами. Но если в вашем доме появляется бабушка с Альцгеймером, которая хронически включает газ, забывая поднести спичку, или если вы оказались на одной территории с дальним родственником, страдающим недержанием, настроение резко меняется. Как и отношение к домам-интернатам. Уйти с работы, чтобы обихаживать лежачего или безумного, для большинства оказывается барьером, который переступить невозможно. 30 процентов обитателей наших интернатов имеют трудоспособных детей.

Фото: AP

Несколько лет подряд россиян потрясали публикации о пожарах в домах престарелых. В этом искали злые умыслы по всем направлениям. Поверить в то, что стариков жгли заживо, чтобы "отжать" их квартиренки, отказывает воображение. А вот в то, что элементарно не выполняются инструкции по противопожарной безопасности, верится легко. От большинства интернатов пожарные части находятся километров за пятьдесят. Проводка в ужасающем состоянии. Деды от тоски курят по ночам в постели, а ночных сиделок нет. Не хватает противопролежневых матрасов, а тут еще в связи с пожароопасностью назрела необходимость обзавестись несгораемыми наматрасниками — хотя бы для лежачих постояльцев.

Россия — страна, хронически отстающая от собственных законов. Все эти меры предусмотрены законодательно и — по возможности — обеспечены бюджетно. Но милосердие декретом не введешь. Бардак, при котором самостоятельно не передвигающихся людей поселяют на третьем этаже, одномоментно не прекратишь. И когда появляется новость, что директор якутского дома престарелых и инвалидов помещал своих подопечных в карцер с решетками на окнах, понимаешь, что отношение к богадельням как к местам заключения живет глубоко в нас самих.

Читайте также: Стремительно стареющий… Берлин

Тем не менее, против директора с ухватками тюремщика возбуждено уголовное дело. Блогеры добились отстранения от должности такого же горе-директора и его заместителя в Псковской области. Общественная палата провела проверку в домах престарелых в ряде регионов России. Да, везде дефицит квалифицированного персонала, проблемы с финансированием, пожарной безопасностью и питанием. Везде очереди стариков на заселение. Но результаты проверки, несмотря на выявленные изъяны, превысили ожидания самих членов комиссии.

Добрых людей, что бы ни писали, в России больше, чем садистов и просто равнодушных. Набирает силу волонтерское движение. Появляются общественные организации, которые находят средства на инвалидные кресла, функциональные кровати и ходунки. Есть пансионат для ветеранов труда в Москве, где на 800 проживающих около 400 человек персонала. Есть дом-интернат в Забайкалье с большим подсобным хозяйством — излишки в собственном магазине продают. Открывается множество приютов при православных храмах. Надо только разрушить порочный круг, намертво связавший старость и одиночество. А остальное — приложится.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить