Профилактика искусства "Войны"

В случае с акцией "Дворцовый переворот" арт-группы "Война" имеет смысл говорить не о поступке, и даже не проступке - об уголовном преступлении. Художники, совершая правонарушения, вышли за рамки искусства. Теперь они совсем в других рамках, и не удивительно, что группа "Э" проводит с ними профилактические беседы. Не пришлось бы вводить карантин.

В середине сентября акцией "Дворцовый переворот" снова заявила о себе группа экстремальных художников "Война". Арт-злоумышленники, выражаясь языком contemporary art, провели в Санкт-Петербурге серию "оригинальных перформансов", в которых группа задействовала милицейские автомобили и, против их воли, нескольких сотрудников правоохранительных органов. Говоря по-простому, активисты "Войны" перевернули несколько патрульных машин вместе с милиционерами внутри. Это произошло 16 сентября. А через неделю бывшего участника группировки арт-экстремалов Георгия Лосева пригласили для "беседы" в петербургское отделение Центра по борьбе с экстремизмом.

По словам Лосева, который подробно изложил этот эпизод в своем Интернет-дневнике, сотрудники центра "Э" дважды вызывали его для "разговора". Оба раза беседа касалась обстоятельств последней выходки экстремальных "художников". Поскольку Лосев незадолго до этого разорвал всякие отношения с "Войной", став членом Движения сопротивления имени Петра Алексеева (ДСПА), и в "Дворцовом перевороте" участия не принимал, то никакой помощи правоохранителям он оказать не смог. Выразив свое сожаление по этому поводу, сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом отпустили Лосева восвояси.

На этом можно было бы завершить рассказ об этом незначительном эпизоде, но история с приглашением Георгия Лосева в Центр по борьбе с экстремизмом получила свое развитие у целевой аудитории перформансов "Войны" - в российской блогосфере. Интернет-сообщество задались вопросом: это было профилактическое мероприятие, или "Война" действительно доигралась?

Свою подрывную деятельность группа "Война" ведет с 2007 года, однако до сих пор хулиганам от современного искусства более-менее удавалось оставаться в рамках существующего правового поля - дальше обвинений в мелком хулиганстве дело не шло. А ведь на счету "воинов" такие неоднозначные достижения, как групповой сексуальный акт в одном из залов Государственного биологического музея в Москве, костюмированное ограбление супермаркета участником группы, переодетым в рясу священнослужителя с милицейской фуражкой на голове, а также изображение огромного фаллоса на Литейном мосту в Санкт-Петербурге, напротив городского управления ФСБ.

Все эти акции сопровождались оживленным обсуждением действий арт-провокаторов в блогосфере. Традиционно их выступления воспринимались Интернет-сообществом на ура, однако последний "перформанс" "Войны" даже у сверхлиберальных российских блоггеров ничего кроме осуждения не вызвал.

"Погрузить общество в хаос, могут и менее экстравагантные выходки. Я против того, чтобы Питер горел как Париж. И если такое произойдет, возьму биту и буду помогать милиции ставить хулиганов на место. Пока живем спокойно, необходимо спокойно демонстрировать свою позицию", - прокомментировал один из них "Дворцовый переворот". Его коллега по блогосфере был более категоричен, назвав перегнувших палку арт-активистов "феереческими идиотами".

Что же изменилось? Почему заваривание дверей московского ресторана "Опричник" нашло поддержку у целевой аудитории активистов "Войны", а "оригинальный" перформанс с участием милицейских автомобилей - нет?

По словам галериста Марата Гельмана, искусство - это пространство жеста, а жизнь - пространство поступка, и художники, совершая правонарушения, выходят за рамки искусства.

"Конечно, в любом художественном высказывании присутствует элемент поступка, но жест сильнее, выразительнее поступка. Взять хотя бы их же проект с нарисованным членом - там жест звучит гораздо мощнее, чем поступок, хотя и поступок - мелкое хулиганство - тоже имел место. Однако это оставалось в рамках искусства, и жест получился очень значительным, мощным. Здесь же поступок оказался значимее жеста", - прокомментировал Марат Гельман последнюю акцию "Войны".

В случае с "Дворцовым переворотом" имеет смысл говорить не о поступке, и даже не проступке - об уголовном преступлении. Можно по-разному оценивать деятельность отечественных правоохранительных органов, но при этом необходимо помнить, что достоинства и недостатки конкретных носителей милицейской формы отнюдь не обусловлены самим фактом ее ношения. Она лишь является атрибутом определенной социальной группы, в данном случае - сотрудников органов правопорядка, и совсем не случайно действия арт-экстремистов против российских граждан, выделенных по конкретному признаку, привлекли внимание петербургского Центра по борьбе с экстремизмом. Поэтому и Рунет, не забывший покамест, в отличие от заигравшихся в войну провокаторов, про понятие толерантности, осудил действия арт-группировки. Как написал один из наблюдавших за развитием ситуации блоггеров: "Протестовать можно мирно. Соблюдайте конституцию РФ и УК РФ".

А приглашение бывшего активиста "Войны" в центр "Э" пусть так и останется профилактической мерой. Главное, чтобы не пришлось вводить карантин.

Автор Сергей Подосенов
Сергей Подосенов — журналист, редактор *
Обсудить