Любопытная получается ситуация: с одной стороны, развлекательные заведения бьют тревогу – количество посетителей неуклонно падает. Ресторанам и кафе россияне теперь предпочитают кухонные посиделки, а боулингам и ночным клубам – прогулки на свежем воздухе и вообще активный отдых.
Однако психологи уверены, что не в кризисе в общем-то дело. Сейчас экономят на развлечениях те, кто и раньше "жил в сером мире, никуда не выходил". "У таких людей меняется только аргументация. Раньше они экономили из-за чего-то другого, теперь – из-за кризиса", - сказала "Новым Известиям" психолог Елена Новоселова.
Как бы то ни было, но люди, занятые в индустрии развлечений, хватаются за голову: их прибыль снижается на глазах. По сравнению с прошлым летом количество клиентов пейнтбольных площадок уменьшилось больше чем на 40 процентов. "Несмотря на 20-процентное подорожание шариков для игры, цены практически во всех клубах сохраняются на прошлогоднем уровне: иначе клиентов и вовсе может не остаться!" - говорит президент Фонда развития пейнтбола Дмитрий Куров.
Директор одной из фирм, которая занимается организацией корпоративного отдыха, сетует, что уменьшаются масштабы заказываемых мероприятий. Для корпоративов больше не снимают клубы и стадионы, их проводят на территории компании или организуют "веселые старты" на природе".
Выживают подобные организации только за счёт скидок. Такими же методами заманивают людей и кинопрокатчики – пойти в кино сейчас могут себе позволить далеко не все.
Что касается именно летнего отдыха, то теперь многие предпочитают проводить отпуск на просторах родной страны, а не выезжать в Египет или Турцию. Кроме того, наши соотечественники стараются не тратить лишних денег, самостоятельно устраивая свои путешествия и не платя за услуги турфирм.
Оказывается, три четверти граждан РФ - кто из соображений экономии, кто из недоверия к туроператорам - берут организацию отдыха в свои руки и не жалеют об этом.
А по данным "Аргументов и фактов", пятая часть россиян вообще никуда не поедут отдыхать нынешним летом.
Если говорить о кризисе вообще, то сейчас россияне готовы экономить даже больше, чем в начале года. В список того, на чем можно сэкономить, попали продукты питания, отдых, развлечения и одежда. Любопытно, что от спиртного и сигарет люди даже в кризис отказываться не готовы.
Согласно результатам опроса, проведенного порталом Superjob, растущие цены, неоднозначное поведение доллара и страх потерять источник дохода – все это не лучшим образом сказывается на потребительском настроении россиян. Вариант "не собираюсь экономить" в августе выбрали в два раза меньше россиян, чем в январе (6 и 12 процентов соответственно).
В первую очередь экономить жители нашей страны готовы на вышеупомянутых развлечениях и отдыхе. Одежда и обувь сейчас тоже не являются предметами первой необходимости: без обновок готов прожить почти каждый седьмой респондент (14 процентов). Конечно, большая часть ответивших таким образом – мужчины.
Почти каждый шестой респондент (17 процентов) готов питаться "скромнее", а ведь в самый разгар кризиса – в январе – респондентов, готовых экономить на продуктах питания, было гораздо меньше, всего 11 процентов.
Читайте также: Россияне взяли организацию летнего отдыха в свои руки
Однако, не смотря на все трудности, остаются люди, которые и в кризис не готовы отказывать себе в удовольствиях и радостях жизни. Около 15 процентов населения нашей страны живут по принципу "жизнь одна" и тратят все заработанные деньги без оглядки.
"Такое поведение – психологическая защита, когда люди игнорируют реальность и не думают о будущем", – говорит руководитель Центра психологии и социальной медицины Евгений Шапошников.
Читайте самые свежие новости на главной странице.