Автор Правда.Ру

ГЕННАДИЙ ЗАГОРСКИЙ: ХРИСТИАНСКИЕ ИДЕИ В РОССИЙСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Общеизвестно, что государство и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Но у них есть общая цель: нравственное воспитание граждан. Неслучайно нормы христианства вошли в повседневный быт многих народов и даже нашли законодательное закрепление в нормативных актах. Ведь и христианство, и право определяют нормы поведения. Человек обязан следовать им под воздействием веры в Бога и под воздействием норм государственного принуждения.

В христианском вероучении отступивший от этих норм считается грешным, его поведение осуждается. Обратимся к первому посланию святого апостола Павла к коринфянам: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют" (6:9, 10) .

Христианское учение предполагает кару за грехи. В государстве отступивший от установленных обществом правил считается правонарушителем, его поведение осуждается, т.е. законами государства в зависимости от тяжести совершенного правонарушения предусматриваются различные меры государственного принуждения — дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Общие черты есть и в процедуре привлечения к ответственности: в христианстве — Суд Божий, в государстве — избранные (назначенные) в установленном законом порядке судьи. Характерно, что представление о Суде Божьем более возвышенно, чем представление о суде мирском. Вспомните обличительные строки М.Ю. Лермонтова:

Но есть и Божий Суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет;

Он недоступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед.

Обратимся к Святому Благовествованию от Матфея:

"...Не судите, да не судимы будете, Ибо каким судом судите, таким будете судимы, И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (7:1. 2, 12) . Аналогичное гуманистическое начало содержит себе древнейшее нормативно нравственное требование, получившее название "золотое правило". Оно сводится к следующему положению: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. В русской пословице оно, сохранив неизменным содержание, приняло иную форму: чего не любишь в других, того не делай сам.

Христианская вера выдвинула три основные добродетели: веру, надежду и любовь (как веру в Бога, надежду на Его милость и любовь к Нему). Право и нравственность имеют общий источник — христианство. Отличие правовых норм от нравственных в их принудительной обязательности.

Правовые воззрения всегда связаны с нравственными идеалами. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Напомним, что понятие "юстиция" означает "справедливость", и логично поэтому юриста считать воплощением справедливости. Выступая в роли блюстителей закона, следователи, прокуроры, судьи должны прежде всего служить образцами неуклонного его соблюдения. Уместно в связи с этим процитировать речь прогрессивного русского юриста А. Куницына, лицейского учителя А.С. Пушкина, с которой он обратился к своим выпускникам: "Готовясь быть хранителями законов, научитесь, прежде всего, сами почитать оные: ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа".

Обратимся к Святому Благовествованию от Матфея. "Я никогда не знал вас, Отойдите от меня, делающие беззаконие" (7:23) . Правосудие как вид государственной деятельности основывается на правовых и нравственных началах одновременно. Правосудие, не основанное на законе, не отвечающее его требованиям, — немыслимо. Известно высказывание горячего сторонника преобразований Петра I И. Посошкова: "Все пакости и непостоянство чинятся у нас от неправедного суда" .

Требования справедливого суда в России провозглашались и закреплялись в законодательстве при Петре I, Екатерине II, Александре II, в советских конституциях и в нынешнем законодательстве. Но надо признать, что обеспечение реального равенства в суде, равных возможностей людей, занимающих разное социальное, служебное, имущественное положение, остается проблемой, которая не утратила, к сожалению, актуальности.

Обратимся к посланию галатам святого апостола Павла:

"Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (3:21) . В этой заповеди содержится весьма ценное положение — для правильного, а, следовательно, и справедливого рассмотрения любого дела первостепенное значение имеет правовое регулирование судебной деятельности.

Следует признать, что в последние годы в этом направлении сделано немало. Единство законности и нравственности находит свое воплощение в нормах о судоустройстве, в конституционном и процессуальном законодательстве России, провозгласившей приоритет норм международного права по отношению к национальным.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., содержит ряд принципиальных требований, определяющих организацию и деятельность суда (ст. ст. 1, 7, 9, 11, 12, 29): равенство граждан перед законом, право на защиту, презумпция невиновности, гласность судебного разбирательства и т.п. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. конкретизирует и дополняет эти положения: задержанному по подозрению в совершении преступлений гарантируется право на рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; обеспечивается право на защиту от обвинения, на обжалование приговора суда и т.п.

Конституция РФ 1993 года содержит принципиальное положение: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства" (ст. 2). Эта норма созвучна идеям христианства о гуманизме и содержит требование о том, что справедливость и человеколюбие должны пронизывать все отрасли права. Гуманизм права ярко выражен в гл. 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" и в гл. 7 "Судебная власть".

На базе Конституции РФ, значительно усилившей гарантии соблюдения прав личности при судебном разбирательстве, обновляется и уголовно-процессуальное законодательство, правда, если говорить откровенно, то происходит это крайне медленно и не путем принятия нового УПК, а путем внесения уточнений, дополнений, признания Конституционным Судом РФ отдельных его норм не соответствующими требованиям Конституции РФ.

Такое положение нетерпимо в правовом государстве, каким по ныне действующей Конституции провозглашена Российская Федерация. Следует обратить внимание на то, что процессуальные нормы устанавливают определенные правила сбора, исследования и оценки доказательств, определяют основания, условия и порядок принятия решений по уголовному делу. Чем совершеннее и точнее сформулированы эти правила, тем успешнее суд будет справляться со своей задачей. Следовательно, для обеспечения справедливого правосудия необходима рациональная, внутренне согласованная система уголовно-процессуальных норм.

Однако наличие такой системы — необходимое, но еще недостаточное условие для достижения поставленной цели. В обеспечении справедливого исполнения этих норм важное место отводится лицам, принимающим участие в судебном разбирательстве. Особую актуальность это приобретает в связи с тем, что законодатель нередко, а иначе это, видимо, и невозможно, лишь определяет границы, в пределах которых суд вправе принять то или иное решение.

Большое значение имеет уровень подготовленности лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела, их образование, жизненный опыт, нравственные начала. Нужно принимать во внимание и особую ответственность за принятие правильного решения, ибо каждую судебную ошибку можно чем-то объяснить, но нельзя оправдать.

Святитель Филарет в своей речи в Казанском соборе по поводу избрания судей в 1818 году, напомнив христианский завет "Видите, что вы творите", отмечал, что они должны быть надежными охранителями жизни человека и врачами его болезней. И предупреждал одновременно: "Если мы бываем осмотрительны в избрании врача для легкой болезни, даже малейшей... нашего тела, какая осмотрительность потребна... в избрании судьи, которому более или менее вверяется здравие и жизнь великого тела общества" .

Естественно, что люди, чьи права, интересы и судьбы зависят от решения судьи, должны быть уверены, что лица, допущенные к осуществлению правосудия, являются профессионалами высочайшего класса. Не случайно закон предъявляет достаточно жесткие требования к кандидатам в судьи.

Они обязаны сдать квалификационный экзамен и обладать положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Не допускается избрание на судебные должности лиц, совершивших порочащие поступки.

К кандидатам в судьи предъявляются высокие нравственные требования. Они определены Кодексом чести судьи Российской Федерации, который обязывает судей наряду с Конституцией РФ и другими законодательными актами соблюдать общепринятые нормы нравственности и поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Отметим, что эти положения находятся в тесной связи с христианскими идеями о человеколюбии, гуманности и справедливости. Вспомним Деяния святых апостолов, когда Павел напоминает первосвященнику Ананию: "...ты сидишь здесь, чтобы судить по закону..." (23-3). Послание святого апостола Павла к галатам: "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы исправляйте его в кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным" (6:1) .

Эти положения не раз служили путеводной звездой и в законотворчестве, и в практической судебной деятельности. Еще в Уложении 1649 года говорилось: "...в судебных делах по дружбе или недружбе ничего не прибавляти, и ни в чем не норовите делати государевы дела, не стыдяся лиц сильных" .

В "Кратком изображении процессов" Петра I аудитору вменялось в обязанность поступать в деле "сущею правдой". Статья 613 Устава уголовного судопроизводства 1864 года обязывала председательствующего в суде направлять рассмотрение дела "к тому порядку, который наиболее способствует раскрытию истины".

В ст. 261 первого советского Уголовно-процессуального кодекса 1922 года практически без изменений воспроизведен этот текст. В последующих УПК, в том числе и в ныне действующем, эти положения, хотя и в отредактированном виде, сохранились.

Немало в истории примеров беспристрастности, объективности и мужества судей, оставшихся верными своему долгу, несмотря на оказываемое на них давление. В свое время французский судья сказал королю, просившему оказать ему в судебном деле услугу: "Ваше Величество! Суд постановляет приговоры, а не оказывает услуги".

А.Ф. Кони, который, по меткому выражению К.И. Чуковского, в условиях неправосудного строя грудью бился за праведный суд и заслужил сердечную признательность, повторил эти слова Министру юстиции России графу Палену, организовавшему представление знаменитого адвоката императору и убеждавшему его на личном приеме в необходимости добиться вынесения обвинительного приговора по делу В. Засулич. Напомним, что опытнейшие прокурорские работники В. Жуковский и С. Андреевский — несмотря на длительные уговоры — категорически отказались выступать в роли государственных обвинителей в этом процессе и перешли в адвокатское сословие.

Можно найти немало подобных примеров и в советской истории, и в настоящее время. В ноябре 1991г. при отсутствии каких-либо изменений в уголовно-процессуальном законодательстве Президиум Верховного Суда РФ, непосредственно руководствуясь только что принятой Декларацией прав и свобод человека, по личной инициативе Председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева принял решение, в котором утверждалось, что судьи имеют право рассматривать жалобы на избрание меры пресечения в виде содержания под стражей По сути, это был судебный прецедент, коренным образом изменивший практику.

Затем Верховный Суд РФ отстаивал активную принципиальную позицию неприкосновенности гражданина и выступил с законодательной инициативой об установлении процессуального порядка рассмотрения судьями жалоб на применение в качестве меры пресечения содержания под стражей, а затем и о возможности обжалования решений судьи в кассационном порядке. Такие дополнения были внесены в УПК РСФСР.

Ряд принципиальных решений по применению уголовно-процессуального законодательства принят Конституционным Судом РФ, признавшим некоторые его нормы не соответствующими закону, а, следовательно, и не подлежащими применению.

Подобные примеры достойны подражания, ибо в полной мере соответствуют христианским заветам из Послания филиппийцам святого апостола Павла "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что Только добродетель и похвала, о том и помышляйте" (4:8).

Геннадий Загорский,

Геннадий Ильич Загорский - декан юридического факультета Международного независимого эколого-политологического университета , доктор юридических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В органах юстиции с 1962 г. до 1970 г. находился на судебной работе, затем занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Автор монографий “Судебное разбирательство по уголовному делу”, “Суд и правосудие”, курса лекций “Судебная речь”, нескольких учебных пособий. Принимал участие в рабочих комиссиях по разработке законодательства о судоустройстве и судопроизводстве в бывшем Советском Союзе и Российской Федерации

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Дизельные и газовые автомобили перестанут продавать в Германии
Украина просит помощи Германии в расследовании дела о посещении Крыма группой Scooter
Сурков рассказал о встрече в Минске со спецпредставителем США по Украине
Убедительность ФАС: на отмену роуминга согласились все сотовые операторы
Ростислав ИЩЕНКО: согласовывать позиции США и России — это задача не для Волкера
Украина просит помощи Германии в расследовании дела о посещении Крыма группой Scooter
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Кадровый резерв Владимира Путина
Активы ряда китайских фирм заморозили в США
ООН: перехвачены два секретных груза из КНДР в Сирию
Активы ряда китайских фирм заморозили в США
Практичнее некуда: самые-самые в 2017 году
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Сурков рассказал о встрече в Минске со спецпредставителем США по Украине
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Снова Путин виноват? США заговорили о хакерах, столкнувших эсминец с танкером
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"