Охота на ведьм началась пять веков назад

198133.gifВ незапамятные времена о правах человека всецело судили лишь по текстам Священных писаний да по личному велению правителей государств. Наказания для провинившихся не отличались гуманностью: отрубание голов и конечностей, затравливание зверями, выжигание клейм и пытки подозреваемых - все это было в порядке вещей. Особняком же стояли религиозные преступления - пропаганда ереси, отречение от Бога и сговор с дьяволом.

Уголовное преследование ведьм и колдунов ведет свое начало еще с античных времен. Документы, сохранившиеся со времен Вавилона и Древнего Рима, довольно красочно описывают процессы "испытаний", которым подвергали подозреваемых. Так, Кодекс Хаммурапи устанавливал за колдовство смертную казнь.
Этот же вавилонский свод законов вводил и печально известное "испытание водой", которое описывалось так: "Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, и он останется невредимым, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом своего обвинителя".
 
Древнеримские Законы Двенадцати таблиц карали за колдовство по мере его вредоносности наряду с обычным физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье.
 
Кара за колдовство была предусмотрена и в классическом римском праве, однако, в античности, в отличие от Средневековья, колдовство считалось уголовным преступлением, но не преступлением против религии. Древнему миру была чужда ключевая идея, послужившая основой "охоты на ведьм", - идея союза обвиняемого с дьяволом.
Читайте также: Норвегию наводнили ведьмы и колдуны

198134.jpegПомимо этого, развитые правовые системы, такие, как римская, не допускали казни по доносу и карали лишь тех, чье занятие вредоносной магией было доказано. В средние же века наказуемым стало считаться уже не конкретно злонамеренное, а вообще любое колдовство.

До XIV века число преследований за колдовство в Европе было сравнительно небольшим. Церковь наказывала колдуна (идолопоклонника) за отход от веры наложением духовного наказания (отлучением от церкви, отказом в причастии перед смертью и т.п.). В свою очередь светская власть карала демонослужителя не за отступление от слова Божьего, а за преступление, совершенное по "наущению" дьявола - кражу, убийство, мужеложство и т.п

В самом начале своего существования инквизиция не преследовала колдунов, оставляя их во власти светских и епископских судов, однако, после буллы папы Григория IX "Голос в Риме" и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство, словом, "все, что явно пахнет ересью".

Настоящая же катастрофа произошла 5 декабря 1484 года, когда была издана знаменитая "ведовская булла" Папы Иннокентия VIII - Summis desiderantes. Именно с этого момента Святая инквизиция сосредоточила свое основное внимание не на чистоте христианской веры и соблюдении отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства.

В 1486 году вышел и другой необычный документ - книга "Молот ведьм" Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса, представлявшая собой пособие для инквизиторов по выявлению и допросу подозреваемых в колдовстве. На волне популярности "охоты на ведьм" книга пользовалась настолько большим спросом, что одно время по тиражам обгоняла даже Библию!
 
Между тем, первоисточник, индульгенция палачей - булла Папы Иннокентия VIII - обрекла на жестокую смерть десятки тысяч человек. Всего лишь за 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 тысяч ведьм. Особенно "отличились" жители немецкого Кельна, где каждый третий был признан либо колдуном, либо ведьмой - и был казнен. Даже Ватикан осудил эти зверства.
 
Расправы поставили на поток. В городе Нейсс для сжигания ведьм выстроили особую гигантскую печь, а на службе у инквизиции всегда находилось два десятка палачей, многие из которых своими деяниями вошли в историю.
 
В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, а другой "ревнитель веры" - Фульде Бальтазар Фосса лично сжег 700 человек. За короткое время в немецком Бамберге были казнены 22 девочки в возрасте от семи до десятилет, подозреваемые в сговоре с "нечистым".
 
За один только осенний день 1589 года в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек на костер взошли 133 "ведьмы". А члены городского совета германского города Роттенбург, по сведениям из хроник, "чувствовали усталость" от бесконечных процессов и сетовали на то, что "скоро в городе не останется ни одной живой женщины".
 
Доходило до того, что политическая борьба и придворные интриги начинали принимать форму взаимных обвинений в колдовстве. В Англии за это преступление осудили многих высокопоставленных лиц, подозревавшихся в политическом инакомыслии и тайном заговоре против короля. В 1478 году герцогиня Бедфордская была обвинена в чародействе, а Ричард III в 1483 году обвинил бывшую королеву Елизавету Вудвилл в том, что она иссушила его руку - и оба процесса закончились казнями обвиненных.
 
Массовость расправ в те времена можно объяснить чрезвычайной простотой обвинения. Для заключения под стражу в XV веке в Европе было достаточно доноса, дурной молвы, а то и личных подозрений инквизитора. К даче показаний против ведьм и колдунов привлекались свидетели всех сословий, преступники и даже люди, лишенные прав. Доносительство нередко принимало эпидемический и совершенно безумный характер - из-за страха доносчика самому попасть под подозрение.
 
Опасаясь того, что скоро в городе  не останется ни одного человека вне подозрений, магистрат Страсбурга в 1630 году даже опубликовал закон, ограничивающий деятельность доносчиков. Но "водоворот" борьбы с колдунами уже поглотил Европу.
 
Официальные методы следствия инквизиции включали в себя использование обмана, подслушивания и провокаций. Осуждение на смертную казнь предполагало признание в содеянном, для получения которого подозреваемых подвергали жестоким пыткам.
 
После вынесения приговора, осужденных ждал костер или утопление, а все расходы по ведовским процессам покрывались из средств самих осужденных. Конфискации подлежало все движимое и недвижимое имущество, вплоть до одежды как осужденного, так и оправданного.
 
Инквизиторы искали на теле арестованного, прежде всего, так называемую «дьявольскую печать» - бескровное место, потерявшее чувствительность к боли. И довольно часто находили его на спине или пятке, что естественно для физиологии человека. Безошибочным способом распознать ведьму считалось также "испытание плачем", причем в "Молоте ведьм" оно рекомендовалось судьям как "особо надежное".
 
Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, а потому женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной, ибо "пути Господни неисповедимы", и к тому же плачет она под пытками. То есть несчастную в любом случае ждал костер...
 
Процессы против ведьм были отменены лишь в XVIII веке, а в 1782 году в Гларусе, что в протестантской части Швейцарии, произошла последняя в Европе казнь "колдуньи".
 
А что же было в это время на Руси? Здесь борьба с колдовством протекала гораздо менее интенсивно, однако случаи сжигания ведьм на кострах были не в диковинку.
 
Первые факты "ведовских" процессов упоминаются в "Поучении" Серапиона, датированном XIII веком. В нем монах рассказывает, как "волхвей" пытают водой и сжигают по обвинению в голоде и падеже скота. Характерной особенностью русских процессов было то, что рассмотрение дел велось по «градским законам», а не церковным судом. Причем дела не строились на основе доносов.
 
Одним из наиболее ранних и крупных фактов казней ведьм на Руси стал случай сожжения сразу двенадцати "жонок вещих" в Пскове в 1411 году - на них списали эпидемию моровой язвы. В 1573 году было четвертовано и сожжено сразу 15 "колдовок", схваченных на дворе архиепископа Леонида Новгородского, которого и самого обвинили в ведовстве. Однако масштабы этих расправ были несопоставимы с европейскими.
 
Спустя столетия, уже в XX веке, мир охватили новые "охоты на ведьм". В СССР начали преследовать "врагов народа", а на Западе - искать коммунистов. Ход и последствия этих процессов поражали современное общество не менее чем средневековое. Однако, к счастью для нашей цивилизации, они, кажется, остались позади.

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить